Вы здесь
Главная > Кино > Машина времени Сэма Клемке

Машина времени Сэма Клемке

Каналы на Youtube, как одно из самых массовых интернет-увлечений, с каждым годом становятся все масштабнее и разнообразнее. Работы видеоблогеров впитывают все события, тенденции и явления настоящего времени, и чтобы познакомиться с человечеством, нужно просто уметь их выжать. Именно это сделал австралийский режиссёр Мэттью Бейт с десятками километров пленки, отснятой первым в истории видеоблогером, Семом Клемке.
В 1977 году родители подарили американскому студенту Сэму Клемке кинокамеру. И с тех пор, он каждый год снимал видеоотчеты о своей жизни и окружающем мире, который изредка напоминал о себе чередой громких новостей по телевизору. В основном, внимание Сэма привлекало собственное развитие, ради которого он и начал ежегодно отчитываться перед объективом. Конечно, появлению человека на Луне и убийству Джона Леннона тоже отводится место в киноленте, но герой дает понять, что своя рубашка всегда ближе к телу. В кадре приземленный и естественный человек откровенно рассказывает о своих физических недостатках, жизненных неудачах и любовных драмах. Повествование сопровождается эффектным видеорядом, обнажающим не только внешние изменения в герое, но и внутренние. Например, эксцентричная, жизнеутверждающая мимика молодого амбициозного парня со временем уступает место усталости и разочарованию в улыбке и выражении глаз зрелого мужчины.
Сэм Клемке снимал отчеты 38 лет. Его старания так и не вышли бы за рамки личного дневника, но автор, наконец, решил изменить свой жизненный сценарий. В 2011 году он выложил на YouTube шестиминутный ролик «35 лет обратно сквозь время с Сэмом Клемке». Его работу заметил режиссер Мэттью Бейт и попросил Клемке передать ему весь видеоархив. Решение далось автору нелегко, но в результате этого сотрудничества появилась демо-версия жизни Сэма Клемке в полутора часах хронометража. Мэттью Бейт выбрал самые впечатляющие эпизоды и составил из них ироничный, правдивый, абсурдный и, без сомнения, уникальный документальный фильм о неприглядных человеческих качествах, которые люди так стесняются обнаружить, скрывают и лгут от страха быть узнанными в полной мере. Ради того, чтобы исправиться, Сэм преодолевает стеснение и раскрывается перед зрителем во всем многообразии своего характера.
Фильм построен на антитезе: откровения Сема периодически прерываются бесстрастным научным повествованием о «Золотой пластинке Вояджера» – послании для инопланетных цивилизаций, отправленном в 1977 году (в то же время Сему Клемке подарили видеокамеру). Информация на этом диске презентует научные и культурные достижения человеческой цивилизации. Как на картине из эпохи Возрождения, человек предстал в величественной позе и в ореоле своих успехов. Изнанка большой человеческой истории осталась на Земле, а рафинированный образ победителя и мудреца полетел в космос, чтобы начать знакомство со лжи. Но в кино перед зрителем появляется противоположный герой — неудачник, который не может съехать от родителей и избавиться от лишнего веса, страдает от депрессии и поощряет свою лень. Это реальный человек, который демонстрирует слабости, присущие всем жителям Земли. Кто-то себя преодолевает, но, в основном, люди беспомощны перед своими пороками — правда, которой не нашлось места на «Золотой пластинке Вояджера». Зато в масштабах нашей планеты сложилась более объективная картина: гениальные открытия и столь же масштабные ошибки, победы и поражения, сила и немощь рода человеческого соседствуют на его портрете.
Кинолента может оттолкнуть излишней натуралистичностью видеоряда, а главного героя вряд ли назовут кумиром, но если зритель пресыщен единообразными новинками проката, этот фильм в состоянии удивить и даже вдохновить на какие-то перемены к лучшему. Наверное, главная мысль картины именно в том, что содержимое золотого диска сделали такие же люди, как Сэм, и, в конце концов, даже он находит себе призвание, победу и смысл жизни.

comments powered by HyperComments