Вы здесь
Главная > Около > Алексей Айги и Ансамбль 4’33’’: 22 года вместе!

Алексей Айги и Ансамбль 4’33’’: 22 года вместе!

Алексей Айги и Ансамбль 4’33’’ отметили двадцатидвухлетие совместного творческого пути на Эрарта Сцене 28 мая!

Ансамбль 4’33″ был основан в мае 1994 года в Москве. Название коллектива отсылает к одноимённой пьесе Джона Кейджа, в которой в течение 4 минут 33 секунд (на Западе этот промежуток времени часто обозначается 4’33″) пианист не извлекает ни одного звука из инструмента. Благодаря необычному составу и оригинальному звучанию, соединяющему энергетику рок-музыки, импровизационную свободу джаза и классическую стройность, ансамбль стал совершенно новым явлением на российской сцене. Помимо произведений самого Алексея, ансамбль исполняет музыку Джона Кейджа, Курта Вайля, Терри Райли, Фрэнка Заппы и Джимми Хендрикса.
Кроме концертных произведений Айги написал музыку к четырем «немым» лентам, нескольким полнометражным фильмам и многочисленным сериалам. За свою последнюю работу – музыку к фильму «Дикое поле» Михаила Калатозишвили, был награжден призами фестиваля «Кинотавр», премией Гильдии Кинокритиков «Белый слон», премиями Национальных Киноакадемий «Золотой орел» и «Ника».

Помимо активной работы в кино Алексей Айги много выступает в России и за рубежом с «Ансамблем 4’33’’», а также с другими самобытными музыкантами: основателем уникального механического оркестра Пьером Бастьеном, французской джазовой звездой Миной Агосси, немецким пианистом и композитором Дитмаром Бонненом, японским скрипачом Кейсуке Ота. Музыка Алексея Айги исполняется Алексеем Любимовым, Татьяной Гринденко и ансамблем Opus Posth, Алексеем Гориболем, Назаром Кожухарем, Академическим симфоническим оркестром петербургской филармонии и другими музыкантами.

Айги активно работает с западными кинематографистами, и в 2014 году во Франции вышел диск с французскими и бельгийскими саундтреками композитора. Вместе с ансамблем 4’33” Айги выпустил более 15 альбомов, последний из которых, Hard Disc, был записан с оркестром.

Отделение будет одно, но долгое! Мы хотим успеть после концерта как следует отпраздновать!” – пояснил Алексей Айги публике, вызвав одобрительные смешки в зале, и концерт начался. Первая композиция была своего рода визитной карточкой – в ее рамках каждый музыкант исполнил небольшую сольную партию. Айги не комментировал исполняемые сочинения, лишь изредка прерывался, чтобы поблагодарить щедрых на аплодисменты слушателей. В каждой теме нашлось место и рок-н-рольному драйву, и “классической” лирике. Место нашлось и электронике: пианист Аркадий Марто, отвечавший также за использование сэмплов, умудрялся одновременно играть на рояле и настраивать необходимые эффекты.

Ансамбль то погружался в пучину грусти и одиночества, наполненного протяжными звуками смычковых, то в комичное веселье, раздуваемое духовыми. Такой разнообразный, но целостный репертуар не может оставить равнодушным – он будоражит, убаюкивает, пугает, цепляет и отпускает внимание слушателя. Он раздражает и манит одновременно, такой жизненный и такой лёгкий! Кажется, рецепт этого богатства состоит из легкости и гибкости умудрённых опытом исполнителей, полных энергии и текучего ритма. Да и из невероятного сочетания инструментов тоже: Алексей Айги — скрипка, Денис Калинский — виолончель, Андрей Гончаров — труба, флюгельгорн и голос, Эркин Юсупов — тромбон, Аркадий Марто — фортепиано и лаунчад, Сергей Никольский — бас, Владимир Жарко — ударные.

Нельзя не отметить работу художников по свету: как и в музыке, в освещении не было ничего лишнего, а все элементы в целом усиливали волшебную атмосферу, царившую в зале. Пожалуй, сцена Эрарты стала очень удачным местом для звучания музыки ансамбля 4’33”: не классика, не рок, не джаз, не поп, но настоящее искусство!

Текст: Александр Шек и Юлия Афанасьева

Фото: Александр Шек

comments powered by HyperComments