Александр Невзоров. Лекция первая, искусство оскорблять и умение свободно мыслить.

23 марта на сцене Эрарта Сцене состоялась первая из четырех запланированных лекций Александра Невзорова, объединенных общим названием "Искусство оскорблять". Желающих приобщиться к этому искусству было в избытке - все билеты были проданы еще до дня мероприятия.

Журналист, публицист, ведущий, автор книг и сценарист, режиссер и продюсер документальных фильмов Александр Глебович Невзоров в представлении не нуждается. Старшее поколение помнит его по телепередаче "600 секунд", поколению современному он знаком по "Урокам атеизма" на YouTube канале и авторским статьям в журнале "Сноб".

1ceb1e9e0f4dd5d47b8ce43b075460db

Первую лекцию Александр Глебович решил посвятить теме мышления в целом. Для того, чтобы дать представление о первой лекции, приведу несколько цитат, которые наиболее точно отражают суть позиции:"Теперь мы имеем дело с результатами прогресса и забываем, что мышление, свободное, сильное, независимое мышление всегда оскорбляло устоявшиеся, догмы, нормы, правила и степеотипы. Для того, чтобы мыслить предельно дерзко, предельно красиво и оскорблять так же предельно дерзко, предельно красиво и желательно, неподступно, (причем, я не говорю здесь о каком-то оскорблении друг друга, о примитивных оскорблениях, наименьший объект, который не стыдно оскорблять - общественное мнение)"."Мышление, умение оскорблять, умение быть интеллектуально победительным находится в теснейшей и неразрывной связке с абсолютной трезвостью по поводу себя самого, мышление - это ремесло, такое же, как изготовление чашек, часов, как писание картин, это ремесло, ему можно научиться. Но именно научившись,  вы приобретаете удивительные свойства, удивительную трезвость и удивительную самостоятельность. Как справедливо говорил  блистательный физик "Мы должны знать квантовую физику и электродинамику не для того, чтобы щеголять друг перед другом в терминах, а для того, чтобы грамотно и точно оценивать картины или литературное произведение, нам нужно абсолютная трезвость".

1376735831_919653_19

"Для того, чтобы успешно противостоять необходимо отковывать и точить собственный интеллект, собственное хладнокровие, беспощадность и полемические навыки.""Не смотря на все усилия, приложенные лучшими людьми этой планеты, потрясающими людьми, которые самоотверженно шли на костры и в темницы, которые творили тот интеллект, которым мы с вами пользуемся, мы все здесь сидящие абсолютно вторичны. Мы пользуемся словами, которые изобрели не мы, мы пользуемся фразеологией и риторическими конструкциями, авторами которых мы не являемся, мы пользуемся изобретениями и достижениями длинной цепочки удивительных людей, которые всегда и во всем шли поперек устоявшихся норм. Если бы, предположим, Исаак Ньютон решил бы, что традиция интеллектуальной Англии важнее, чем любой научный опыт, мы бы имели рано или поздно цивилизацию, но задержка была бы существенной. Ещё бы кто-нибудь решил, что традиция важнее. И мы бы не имели ничего. Мы бы сидели обнявшись с этой традицией в шкуре, во вшах с лучиной и в грязи. Надо уметь воспитать в себе абсолютное презрение к любым традициям. Чем меньше в ваше мышление будет привнесено чего-то личного, тем это мышление будет успешнее. Никогда не надо выходить замуж ни за какие теории, никогда не надо прикипать и прилепляться сердцем к той или иной истине, всегда надо искать и все надо подвергать сомнению. Это сомнение позволит вам найти дорогу к простому ремеслу, которое я называю мышление."Тот, кто шел на лекцию за конкретными и точными инструментами, возможно, был разочарован. Не было никаких - "делай раз, два, три и выйдешь отсюда хорошим публицистом", но подтверждая свои слова, мастерски "жонглируя" фамилиями и деталями биографий великих мира сего - Вольтера, Жюльена Офре де Ламетри, Антони ван Левенгука, Павлова, подкрепляя терминами из квантовой физики Александр Глебович демонстрировал именно то, о чем говорил - на глазах зрителей, например, за 10 минут с помощью одной фотографии и цветка, предложенного зрительницей вместо указки, была опровергнута теория божественного вмешательства в пользу теории эволюции. А о тупиковости современного мышления и языка блестяще рассказано на примере кота Шрёдингера. Что, ко всему прочему, лишний раз показывает -  Александр Невзоров не только эрудированный человек, обладающий глубокими познаниями в разных областях, но и блестящий харизматичный оратор, которого восемьсот человек, как один, готовы слушать с большим интересом.

10-22297-1039924-L

Тот, кто побывал на первой лекции вряд ли захотят пропустить вторую, особенно потому, что на ней Александр Глебович обещал перейти непосредственно к приемам и техникам мышления. Организаторы же попросили зрителей заранее позаботиться о билетах. Следующая встреча запланирована на 13 апреля, не стоит откладывать покупку на последний момент, вероятно, они снова закончатся еще в предварительной продаже.

                                                                                                                                                          Текст: Катерина Егорова                                                                                                                                     Фотографии из открытого  доступа                                                                                                                                             Корректор: Алина Трофимцова

Отзывы

Комментариев: 1

  1. Leonid Rozumenko

    Глебович, это моё посвящение вам

    Леонардо Да Винчи

    Порой, когда сажусь я рисовать,
    Я, как рентген, все очень странно вижу.
    Опять прийдется деньги отдавать…
    И эту часть в себе я ненавижу.

    Ты скажешь – “Не похоже” – так ведь, да?
    Каприз модели … Что бывает хуже?
    Похоже – не похоже? – не беда,
    Зато теперь инфаркт тебе не нужен!

    Что в зеркале ты видишь каждый день? —
    Немой мираж, оттенки Оболочки!
    А что Внутри? – Всмотрись если не лень.
    И ты хотела посвятить мне ночку.

    Я Истину не пробовал открыть.
    Прости меня, но это же Наивно.
    Ты думаешь я бездарь? … Может быть.
    Но я скажу, что это субъективно.

    Зачем тебя я начал рисовать?
    Прошу тебя, быстрее одевайся,
    И время на прощание не трать,
    Джоконда, для кого я здесь старался?!

    Что ждет нас дорогая впереди? –
    С тобой я растерял свою сноровку.
    И все же жаль, что на твоей груди
    Я сделать не успел татуировку…

    Прости меня, что я не людоед
    И будешь жить ты со своим уродством,
    А я теперь боюсь, что пару лет
    Не удивлю подруг своим упорством!

    Ты спрашиваешь – “Это ли глаза? ” —
    Вопрос-упрек – “зачем они такие? ”
    И хоть скупая, говорят, мужчин слеза
    Но лишь с платком мои глаза сухие!

    Ты говоришь я плохо рисовал?
    Я дипломат и, к счастью, плохо вижу.
    И у лица здесь раньше был овал…
    Но испугавшись он куда-то вышел.

    Лишь губы! – в спешке дрогнула рука,
    Лишь в этом, я согласен, все бездарно.
    И все же может быть через века
    Меня потомки вспомнят благодарно !

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения