Вы здесь
Главная > Театр > Сторителлинг по Гоголю.

Сторителлинг по Гоголю.

Как-то по весне на наш хутор заехали два на диво талантливых москаля, каждый, как говорится, и швец, и жнец, и на дуде игрец, один в черном жупане и с бородой, другой тоже с бородой и модная казацкая шапка набекрень. Привезли с собой забугорное слово «сторилеллинг», обещали показать «стендап в театре». Что это за «сторитроллинг» – спрашивали меж собой молодые и небывалые люди.

Блеснул день, но не солнечный: небо хмурилось и топкий дождь сеялся на поля, на леса, на широкую Неву. Всем хутором мы собрались поглазеть на этакую невидаль, а хлопцы поставили два стула, сели перед народом как есть в дорожных жупанах и завели историю о том, как один казак женился на девице, да вдруг нашелся ее батюшка, пришел к ним в дом и стал с ними жить, но с батюшкой у казака не заладились отношения, сердцем он недоброе чувствовал и не подвело его казачье сердце – батюшка оказался колдун. Хлопцы наши руками размахивают, гримасничают, паясничают, цокают, чмокают: то колдуна изображают громогласного, то девицу писклявую, народ хохочет, сразу видно, сторителлинг по душе пришелся. История, правда, печальная оказалась, погубил колдун казака, жену его и дитятю, страх да и только. А хлопцы, слушай, как страшно говорят: это Гоголь! У него так положено. Дивится народ, ну Оруэлл, понятно, а Гоголь, вот зря он так. История меж тем, не простая, с подкладом – это Господом страшная месть такая задумана была, остался колдун последний в своем роду и с самой высокой горы брошен он самым сильным богатырем, а предки колдуна восстали из могил и грызут его на дне самого глубокого ущелья, а один из предков его так велик, что хочет встать, но не может, и ему как раз тошнее всего, потому что хочет мстить, да не может.

«Страшно, страшно!» — твердят люди про себя, почувствовав какую-то робость в козацком сердце, собрались с духом у москалей спросить про того Гоголя, зачем так страшно придумал, а их уже след простыл, исчезли, будто и не было никогда. С того дня величия Гоголя уже никто не отрицал, пошли в настроении приподнятом, зашумели, как море в непогоду, толки и речи между народом. «Сторителлинг» и «стендап» на нашем хуторе теперь каждый образованный человек знает, а Гоголя некоторые даже перечитали потом…

Нет, конечно, все было не так. Был вечер выходного, зал киностудии «Лендок», куда 12 марта зрители были приглашены на первый в Петербурге показ спектакля «Страшная месть», созданного по одноименной повести Н.В.Гоголя.

Создатели спектакля, режиссеры и актеры – всего два человека, но с большим актерским багажом за плечами – Алексей РОЗИН (Окончил Школу-студию МХАТ. В 2000 году стал одним из основателей независимой творческой группы Le Cirque de Sharles La Tannes, известной по нашумевшей постановке «Копы в огне». Снимался у Андрея Звягинцева в фильмах «Елена» и «Левиафан» и у Бориса Хлебникова в фильме «Пока ночь не разлучит») и Илья БАРАБАНОВ (окончил школу-студию МХАТ, работал в МДТ им. А.С. Пушкина, «Театр.doc», театре «Школа драматического искусства», РАМТ, «Политеатре». Один из основателей театральной группировке «Le Cirque De Сharles La Tannes». Играет в театрах «Практика» и Центре им. Мейерхольда).

Спектакль «Страшная месть» был создан на базе мастерской сторителлинга при московском Центре им. Мейерхольда. С 2015 года он идет на основной сцене театра «Практика» и пользуется популярностью среди столичных зрителей.

Особенностью спектакля является формат – это смешение сторителлинга, моноспектакля и стендапа, при условии, что в чистом виде не обнаруживается ни того, ни другого.
«Это такой театр, когда рассказчики позволяют увидеть картины, не прибегая к спецэффектам» – сказал в интервью радиостанции «Серебряный дождь» Алексей Розин. Получилось спорно, привнося в классическое произведение современные шутки, интонации, собственные ассоциации, актеры явно создали нового Гоголя и новое развлечение для зрителя. Спектакль в противовес жутковатой повести получился откровенно смешным. Зал сопровождал хохотом каждую шутку, будто на час оказался аудиторией «StandUp Show» на ТНТ. Полное отсутствие костюмов и декораций восполнялось актерской игрой и талантом. Что ж «выигрывает тот, кто первым сыграет на понижение, проигрывает тот, кто последним».

Текст: Катерина Егорова

Фото: Александр Шек

comments powered by HyperComments