Вы здесь
Главная > Театр > Мамин эксперимент

Мамин эксперимент

По-настоящему потрясающий спектакль «Это все она» показали 5 марта на Новой сцене Александринского театра артисты Прокопьевского драматического театра им. Ленинского комсомола Светлана Попова и Виталий Котов.

Вдруг оказалось, что в небольшом сибирском моногороде Прокопьевске, известном нам разве что массовой шахтерской забастовкой в июле 1989 года, работает совершенно уникальный драматический театр.

Провинциальным театрам всегда тяжело. Их артисты не снимаются в кино, местная администрация не так уж щедра на субсидии, они живут исключительно творчеством, всегда в поиске новых форм, нестандартных подходов, актуальных тем.

Пьеса молодого драматурга   Андрея Иванова впервые была поставлена на сцене Прокопьевского Драматического театра чуть меньше 2-х лет назад, но сразу оказалась очень популярна у зрителей. В Санкт-Петербурге спектакль представлен в рамках офф-программы VII Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» – 2016.

Спектакль увлекает зрителя еще до начала действия. Работники театра расставляют стулья на сцене и приглашают всех рассаживаться по кругу, остаются только два свободных места, которые вскоре займут Она и Он – Мать и Сын. Слышится голос: «Тому, кто борется со львом, некогда вытирать сопли своим детям» – звучит очень грубо, но оказывается правдой.

PTTjJfG_Cps

Мать и Сын-подросток по очереди рассказывают зрителям историю своей семьи, у каждого она своя. Когда-то они все были счастливы втроем, но внезапно погиб отец. Он унес с собой то, что связывало всех воедино. Теперь они совершенно далекие и чужие друг другу люди. Мать хочет найти контакт с сыном, но вместо этого наталкивается на непреодолимую стену отчуждения и злости. И тогда она решается на отчаянную меру, своеобразный «педагогический эксперимент». Тщательно изучив все молодежные течения, она создает «ВКонтакте» собственную страницу с вымышленным ником – Тоффи и заводит дружбу с собственным сыном. Он думает, что познакомился с ровесницей и начинает испытывать к ней сильные чувства, умоляет ее о свидании.

Так начинается виртуальный роман Тоффи и Тауэрского Ворона.

Как трогательны их интернетные истории, и вместе с тем, как жестоки они по отношению друг к другу в реальном мире. Конец истории должен быть трагичен, но именно в тот день, 5 марта, на Новой сцене Александринского театра сломался какой-то механизм, и на сцену не спустился черный траурный плащ. Может быть, это даже к лучшему. Герои спектакля просто покинули сцену, заставив зрителей (в особенности тех, кто не читал пьесу в оригинале), самим придумать конец. Конец получился печальный, но не трагичный, а это значит, что все-таки есть слабая надежда на восстановление отношений. Финальная песня Булата Окуджавы «Капли датского короля» вселяет оптимизм и помогает верить в спасение Сына: пусть обманутый, покалеченный, несчастный, но живой.

Создатели спектакля – Серзин Семен, выпускник Санкт-Петербургская государственной академии театрального искусства (мастерская В. Фильштинского 2012г.), заслуженная артистка РФ Светлана Попова, артист Виталий Котов и ассистенты предложили зрителям остаться на обсуждение.

После небольшого перерыва, в фойе театра началось «второе действие». Каждый из артистов защищал своего героя. «Подросток не может «не выпендриваться», иначе ему не выжить в социально-агрессивной молодежной среде, а его мать нарушает сакральную границу», – настаивал Виталий Котов. «Моя героиня не всегда осознает, что делает», – объясняла Светлана Попова. – «Она считает себя хорошей матерью, потому что заботится о сыне. Она по-другому не умеет. Но ей очень хочется счастья».

AxhjmknCs_w

Кто больше виноват в неожиданно появившемся и очень тягостном противостоянии Матери и Сына? Что может сплотить семью: безоблачное счастье или общее горе? Готовых ответов нет.

Спектакль заставил задуматься всех: молодые люди подумали о родителях, представители старшего поколения вспомнили об ошибках воспитания, а кто-то увидел семейную историю своих знакомых, как две капли похожую на ту, что была показана на сцене.

Текст: Мария Гузарёва

Фотографии из открытого доступа

Корректор: Евгения Фомина

 

comments powered by HyperComments