Вы здесь
Главная > Около > Ли Уфан: Трость титана

Ли Уфан: Трость титана

Выставка «Ли Уфан: Трость титана», организованная Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Скульптура во дворе», откроется 16 марта 2016 года в Большом дворе Зимнего дворца.

Предпоказ проекта «Скульптура во дворе» и встреча с самим художником Ли Уфаном в Лектории Эрмитажа состоялись 14 марта. Скульптура «Трость титана» (“The Cane of Titan”, 2014) – одна из наиболее известных работ художника Ли Уфана. Она относится к серии «Релатум» (от лат. «relatio» – отношение), объединяющей работы, созданные из контрастных материалов, чаще всего камня и стали. В прошлом году скульптура экспонировалась в парке Версаля. По словам самого художника для его работ важен контекст, место где они расположены. И если в Версале ему самому представлялся некий конфликт между скульптурой и окружающим пространством, то сад Эрмитажа, напротив, показался ему органичным дополнением к самой скульптуре: «Это уютное место, куда великан, оставивший свой посох, мог бы зайти, чтобы отдохнуть«.

Ли Уфана родился в 1936 году в Корее. Японская оккупация, гражданская война и последовавшее разделение страны на два самостоятельных государства, все это заставило художника покинуть родину. В возрасте 20 лет он эмигрировал в Японию. Во время обучения на философском факультете Токийского университета Ли Уфан начал пробовать себя в изобразительном искусстве. По словам художника, его обращение к живописи, скульптуре и перформансу было во многом связано с необходимостью найти еще один язык для самовыражения в неродной для него стране.

Ли Уфан — один из вдохновителей и активных участников первого крупного японского объединения современного искусства Моно-ха. Он выступал против следования японского искусства по прозападному и промодернистскому пути развития, был противником европоцентризма в развитии послевоенного японского общества. Авангардистская группа Моно-ха стала первым движением в современном искусстве Японии, получившим международную известность. Представители школы Моно-ха считали бессмысленными западные представления об изображаемом в искусстве, они признавали относительную важность сюжета и материала художественного произведения, уделяя главное внимание экспрессивным внутренним чувствам художника.
Целью группы было восприятие окружающего мира как некоего бесконечного и мощного духа сосуществования бесчисленных сущностей, концепций и возможностей. Стремясь к «непроизводству», они считали, что современный художник, вместо создания новых объектов,  должен соединять уже существующие предметы в рамках своей художественной концепции. Участники Моно-ха использовали различные природные объекты, предметы быта и строительные материалы, никак их не видоизменяя.  За использование найденных объектов объединение было прозвано критиками «Школой вещей». Наряду с такими крупнейшими художественными объединениями второй половины XX века как Арте Повера, Флуксус и Лэнд-артом, Моно-ха стала символом поиска нового художественного языка свободных 60-х.

Художественная идея Ли Уфана – это создание гармонии между разными по происхождению, контрастирующими между собой материалами. По словам художника, в скульптуре «Трость титана», камень и сталь обозначают различие между природой и индустриальным обществом, которые, как инь и ян, одновременно и враждебны друг другу, и неразрывно связаны между собой.

Несмотря на свои внушительные размеры, скульптура «Трость титана», весящая 9 тонн, производит впечатление камерного объекта.Сам художник предпочитает размещать свои объекты в природном контексте, так в 2011 на острове Наосима был открыт музей Ли Уфана, где большинство скульптурных работ располагаются под открытым небом. Проект музея был разработан одним из крупнейших японских архитекторов, лауреатом Притцкеровской премии, Тадао Андо. Работы Ли У Хвана были включены в экспозицию выставки «Сотрудничество с природой: Идеи и традиции в современном корейском искусстве», состоявшейся в галерее Тейт Ливерпуль в 1982 году, первой большой экспозиции корейского искусства в Великобритании. Минималистские скульптуры и живописные произведения Ли Уфана выставлялись в садах Версаля и музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, в галерее Тейт и на Венецианской биеннале. Работы художника хранятся в коллекциях Центра Помпиду и МоМа,  в Хиросимском музее современного искусства. В 2001 году Ли Уфан был награжден Императорской премией Японии за «большой вклад в развитие современного японского искусства».

Фото: Александр Шек

Добавить комментарий