Вы здесь
Главная > Театр > «Аль тут опять Карамазовы напрокудили?»

«Аль тут опять Карамазовы напрокудили?»

Не каждому читающему человеку под силу роман Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы». Недюжинную твердость характера надо иметь, чтобы одолеть четыре части с эпилогом. Может поэтому экранизации и театральные постановки романа пользуются большим успехом? Манят, всё равно манят зрителя страсти и потемки души человеческой.

Как известно, в Петербурге Достоевского удачно ставит режиссер Григорий Козлов: легендарный спектакль «Преступление и наказание» и Камерный – «Бедные люди» на сцене ТЮЗа им. Брянцева, затем триумфальный «Идиот. Возвращение», прославивший уже собственный театр Г. Козлова «Мастерская», а в прошлом сезоне – «Братья Карамазовы» тоже на сцене «Мастерской» – дипломная работа выпускников 2014 года курса СПБГАТИ, для которых Григорий Козлов не только режиссер, но и педагог.

kozlov_b

Сейчас спектакль вошел в регулярный репертуар театра «Мастерская». Чтобы посмотреть его, стоит запастись терпением, повествование уложено в 5 часов с двумя антрактами, зато внимательность режиссера к тексту дает возможность увидеть цельную историю фактически без отступлений. Конечно, без купюр не обойтись, однако спектакль отличает быстрота смены действий – сцена поделена черными занавесками на три сектора, слева – дом со столом, здесь живут Грушенька или Федор Карамазов, центр – это камни и деревья, здесь разыгрываются уличные сцены, на дороге, в Мокром; перекладины справа видятся православным крестом, здесь старец Зосима, дом Lise, метания Катерины. Так режиссер экономит время и пространство, когда задернут один полог, другое действие уже несет зрителя дальше по сюжету.

Еще одна особенность спектакля, отмеченная многими критиками – молодость всех без исключения актеров: и старца Зосиму, и Федора Карамазова и других возрастных персонажей играют юноши и девушки, специально без грима, за счёт интонаций, жестов, таланта и погружённости в роль создающие необходимый возраст.

84b5b66c94654e3baef2a8a1357c

Сюжет, как и текст, максимально приближен к книге – детективная история в городе Скотопригоньевске, убийство отца семейства Карамазовых Федора Павловича слугой Павлом Смердяковым больше потому что “дозволено”, а менее из-за трех тысяч рублей денег. В центре сюжета три брата – набожный и светлый Алеша (Федор Климов), саркастичный и циничный Иван (Дмитрий Житков), герой-любовник Дмитрий (Антон Момот). На первый план, правда, выходят в спектакле не поиски Бога или чувство вины, хотя без этого тоже не обошлось, а страсти мирские, любовные – Дмитрий оставил невесту с глубоким декольте Катерину Ивановну (Софья Карабулина) и увлекся злющей и стервозной бабой-сердцеедкой Грушенькой (Есения Раевская). Ею же живо интересовался отец семейства, пока был жив, а сама же Грушенька пятый год страдает от неразделенной любви к поляку-офицеру и в своих страданиях крушит мужские сердца без разбору. Иван обращает внимание на брошенную Катерину Ивановну. Алексею вдруг открывает свое сердце Lise (Наталья Шулина) – больная девушка 16ти лет, чья любовь иссякает, не дожив до конца романа. А под суд идет брат Дмитрий, ибо он прокутил с Грушенькой три тысячи, что дала ему невеста, и теперь все улики на суде ошибочно указывают на него.

И все эти Достоевские описания: «с жаром продолжал», «плачущею, срывающеюся, захлебывающеюся скороговоркой прокричал», «был в большом смятении», «вскрикнула» – все это точнейшим образом оживает на сцене, создавая бурный фонтан жизни, жар неистового чувства жалости, любви, покаяния обрушивается шквалом на зрителя. Этот стремительный водоворот страстей и сопровождают поиски Бога и рассуждения о бессмертии души каждого из братьев.

15ff56b280de40f9820e21b57fe0

5 часов проносятся молниеносно, и, что удивительно, Достоевский у Козлова получился не только глубок и увлекателен, но и забавен – в зале то и дело кто-то смеется, за счёт интонаций, тараторства, жестикуляции некоторые сцены делаются нарочито смешными (встреча Катерины с Грушенькой, первое сидение Алеши и Lise, разговор Алеши и штабс-капитана Снегирева). Так смотреть становится и горько, и весело, и интересно.

И самое важное, спектакль подчеркивает актуальность произведения Достоевского и в наши дни, стирается временная грань и будто о себе слышишь: «знай, дурак, что здесь мы все от легкомыслия лишь не веруем, потому что нам некогда: во-первых дела одолели, а во-вторых, Бог времени мало дал, всего во дню определил только двадцать четыре часа, так что некогда и выспаться, а не только покаяться».

Текст: Катерина Егорова

Фотографии из открытого доступа

Корректор: Алина Трофимцева

comments powered by HyperComments