Вы здесь
Главная > Театр > По следам Гоголя с Сергеем Безруковым

По следам Гоголя с Сергеем Безруковым

Сергей Безруков провел экскурсию для представителей СМИ по местам, связанным с жизнью и творчеством Николая Васильевича Гоголя и героем его повести «Записки сумасшедшего» Аксентия Ивановича Поприщина. Таким оригинальным способом известный актер решил подготовить зрителей к премьере спектакля «Сон разума» в ДК Выборгский, которая состоится 1 апреля. Безруков не только сыграет Поприщина, он также выступил в роли режиссера-постановщика спектакля.

«Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ».

Малая Морская 17 – дом, где жил и творил Гоголь с лета 1833 по лето 1836 года. В съемной квартире он написал такие произведения, как «Записки сумасшедшего», «Ревизор», «Портрет».

Безруков предлагает представить, как Поприщин выходил из этого самого дома:

«Вот он встал, встал, кстати, уже опоздав на службу. Уже давно пробило 10, то есть наш герой опоздал уже на 1,5 часа точно».

Скромно позавтракал вареной капустой. А как иначе, если при зарплате в 30 рублей, он должен был отдавать 80 за квартиру. Поприщин – маленький человек, в 42 всего лишь титулярный советник.

Через Невский проспект Аксентий Иванович направляется в департамент, где «тайно, основательно и окончательно влюблен в дочь начальника».

Здесь Сергей Витальевич проводит несколько интересных параллелей между автором и его героем. Департамент находился на улице Миллионной, там работал и сам Гоголь.

«Если б не благородство службы, давно бы оставил департамент», — говорит Поприщин, ведь зарплата очень мала. Тем самым персонаж показывает боль самого писателя, вынужденного порой голодать.

Создается ощущение, словно Николай Васильевич передавал устами Аксентия Ивановича собственные чувства. В письмах к маменьке писатель упоминал о свой влюбленности к даме более высокого ранга. Но его любовь была платоническая, а Поприщин своей не скрывал. Более того, его чувства в повести довели до шизофрении. Когда герой узнает, что его возлюбленная думает о нем, он осознает свое ничтожество, чувствует чудовищное унижение. Ему говорят, что он титулярный нуль, а он в сердцах кричит: «Я еще дослужусь! Будем и мы полковником, заведем репутацию получше твоей. Разве я из разночинцев?».

Его уязвленное самолюбие вызывает бунт сознания против несправедливости: почему существует некая каста разделения? Но его не воспринимают всерьез, считают ничтожеством, а он все-таки дворянин: «Я дворянин.<…> Достатков нет — вот беда».

Примечательно, что персонаж, как и его создатель, действительно хотел служить отечеству и также любил театр. «Очень забавные пьесы пишут нынче сочинители. Я люблю бывать в театре. Как только грош заведется в кармане — никак не утерпишь не пойти», -размышляет чиновник. Незадолго до этого Гоголь решил испытать себя в актерском искусстве, но после проб его пригласили только «на выход», то есть на роли даже без слов.

Повесть «Записки сумасшедшего» пронизывает мистика. Пытки в сумасшедшем доме над Поприщиным, которые описал Гоголь в произведении, он испытал сам, на 18 лет позже. «Как я до сих пор с ума не сошел»,- проскальзывает в письмах Николая Васильевича к матери. Писатель, как и его персонаж, ушли в мир иной в 42 года.

Что же касается постановки спектакля, Безруков говорит: «В спектакле обошлось без мистических вещей… Судьба хранила, и, может быть, Николай Васильевич». Единственным проявлением мистики оказался день премьеры – 1 апреля. Эта дата для премьеры была выбрана случайно, но именно в этот день родился Гоголь. По словам актера его целью было: «залезть в голову человека, который сходит с ума, и посмотреть, каким он все видит».

«Сон разума» — спектакль- фантасмагория. Поэтому не стоит удивляться сцене, в которой герой сидит с цилиндром на голове, из которого его возлюбленная Софи ест спагетти – это образное высасывание мозга. Сцена была придумана самим Безруковым, а позже он узнал, что писатель очень любил спагетти: «И так я понял, что Николай Васильевич с нами. Много было подсказок во время репетиций и много зашифровано в спектакле».

Актер также обещает наличие в спектакле множества метафор, сюрпризов, настоящих фокусов и многое другое.

В завершение Сергей Витальевич призвал других актеров поддержать его инициативу с проведением экскурсий. По его словам, Петербург — мистический город. Нужно почувствовать его атмосферу, богатство литературы и архитектуры: «Город, в котором великие писатели, поэты находили свою славу и свой трагический финал. Санкт-Петербург много дает для стремительного взлета и в то же время жестоко потом отбирает».

Актер предлагает создать музей имени Гоголя в одной из связанных с ним квартир и призывает обратить внимание общественности и министерства культуры на эту инициативу. В квартире 10 на Малой Морской в доме 17, актер проживал дольше, чем где-либо в Санкт-Петербурге. Это место также посещал Пушкин. Создать в этом месте музей Гоголя действительно хорошая задумка. Прогулка по бывшим покоям писателя, вид из окна, которым он любовался, позволяет почувствовать место, где Николай Васильевич создавал шедевры мировой литературы… Разве может что-то еще так вдохновить?

 

Фото: Алина Гнеушева

Текст: Лилия Бариева

comments powered by HyperComments