Вы здесь
Главная > Театр > «Поле» для раздумий — поле непаханое

«Поле» для раздумий — поле непаханое

Те, кого не испугало туманное описание, упоминание квантовой физики и фотографии доски с формулами в анонсе, 3 февраля пришли на премьеру спектакля «Поле» по пьесе современного белорусского драматурга Павла Пряжко в исполнении театра «Post».

20160204-DSC_0045

Для начала стоит сказать несколько слов о феномене независимого проекта «Post». В 2011 году, тогда еще выпускник СПБГАТИ, ученик Льва Додина, а теперь уже лауреат «Золотой маски» и трижды лауреат молодежной петербургской театральной премии «Прорыв», режиссер Дмитрий Волкострелов собрал вокруг себя бывших однокурсников. После первых же спектаклей о театре заговорили как о необычном явлении, и этому способствовали многие факторы: минималистичность декораций, экспериментальность постановки, современные тексты, использование электроники. Сейчас это уже сложившийся, узнаваемый портрет их спектаклей.
Большая часть постановок театра сейчас — пьесы Павла Пряжко. На разных петербургских площадках (к слову, тоже далеких от классических, это также осознанный выбор театра) зритель уже мог видеть такие, как «Запертая дверь», «Парки и сады», «Злая девушка», «Хозяин кофейни».
Как говорил Дмитрий Волкострелов в интервью Фонтанке: «Тексты, которые он (Паша, прим. автора) пишет, заставляют тебя совсем иначе существовать в сценическом пространстве, совсем по-другому быть на сцене. Прежде всего это, на мой взгляд, связано с тем, что, как он сам в одной из своих пьес признается, Паша пишет свои тексты с живых людей. У него удивительный слух: послушав человека, он тут же начинает писать так, как он говорит. Очень важно уметь услышать мелодику речи, потому что то, как мы говорим — то мы, на самом деле, и есть. Это очень про нас. И поскольку Паша пишет героев с живых людей, которые потом оказываются в конструкции пьесы, читая или произнося текст, ты это сразу чувствуешь. Ощущаешь, что это текст не из головы.»

20160204-DSC_0110

Пьеса «Поле», по словам режиссера  – это самая сложная из работ Пряжко, и для самого театра она была трудна и ставилась достаточно долго. Несколько лет назад Волкострелов стал победителем молодежной театральной лаборатории «ON. Театр» – театрализованную читку пьесы «Поле» признали лучшей режиссерской работой и лучшим спектаклем. Для полноценной постановки потребовалось проделать много работы с командой актеров – изучить термины и явления физики посредством просмотров фильмов и лекций, найти деньги (спектакль создан при поддержке фонда Михаила Прохорова), создать декорации, подобрать костюмы (создатели спектакля выражают благодарность интернет-магазину Oh, my), выстроить специальный свет (художник по свету — Илья Пашнин).

Герои пьесы «Поле» — потомственные комбайнеры (Игорь — Иван Николаев, Павел — Иван Стрюк, Сергей — Антон Слепухин) доярки ( Алина — Динара Янковская, Марина — Алена Старостина), водитель грузовика (Борис Чистяков), десятилетний мальчик Костик (Матвей Трифонов). Их взаимодействия на сцене строятся вокруг понятных событий — купить золотую цепочку, узнать пойдет ли парень на дискотеку, сделать набойки на зимние сапоги подешевле, заняться сексом в кабине грузовика. Они говорят о простом, много и на совесть работают, ругаются матерно, когда оказывается, что сделали работу напрасно — убрали не свое поле. Но все это только покрывало, первый слой, сорвав который испытываешь настоящую радость открытия, удивление от масштабности режиссерской задумки, наконец, любование происходящим.

20160204-DSC_0020

Не хочется писать спойлер, скажу только, что все на сцене не зря — школьные доски и мел у каждого из актеров, мальчик, произносящий цифры, употребление терминов типа «аттрактор», даже книжечка – программка, которая ждет зрителя на его месте. Ключ к пониманию пьесы – её финальная фраза «Современной физике посвящается», но не только те, кто избрал эту науку своим призванием, сможет получить удовольствие от просмотра.
Постановка многослойная и вместе с наблюдением за происходящим и оценкой действий актеров способна увезти зрителя в осмысление самого себя, позволяет увидеть больше, чем кажется на первый взгляд, и почувствовать взаимосвязи вещей шире и масштабнее обычного, и, вероятно, в первый раз в жизни, сидя в темном зале, допустить мысль: «Возможно, мы — сознание Вселенной, которая пытается понять сама себя?».

Текст: Катерина Егорова

Фотографии: Полина Березина

comments powered by HyperComments