Человек ​больше ​войны?

Нельзя предположить, был бы такой же успех у спектакля "Победители", не получи Светлана Алексиевич Нобелевскую премию по литературе в прошлом году, однако успех был бесспорный – зрители еле вместились в зал Театра на Литейном и еще через 15 минут после заявленного начала вносили лавочки, садились и вставали в проходах. На двенадцатый международный театральный фестиваль "5 вечеров имени Александра Володина" спектакль "Победители" привез Томский ТЮЗ, режиссер Дмитрий Егоров и художник-­постановщик Константин Соловьев, спектакль был показан 8 февраля. Премьера в Томске состоялась в марте 2015 года, а позже он стал номинантом проекта премии "Золотая Маска" – "Маска Плюс".

v_platyah В основу было положено две книги белорусской писательницы "У войны не женское лицо" и "Цинковые мальчики", это позволило создать две части, до антракта о Великой Отечественной войне, после – об Афганской. Действие происходит в минималистичных декорациях. Кирпичная стена с дырой по центру, как один из рядовых военных домов, пострадавший от артобстрела. Все остальное – лавочки, мешки с землей, саперные лопатки, гимнастерки, платья, шкаф, гроб, даже пианино на сцену выносят и уносят мальчики в черных робах.

Первую часть спектакля (о Великой Отечественной) играют 8 девушек. В книге "У войны не женское лицо" собрано несколько десятков именно женских историй. Как пишет Алексиевич: «У "женской" войны свои краски, свои запахи, свое освещение и свое пространство чувств. Свои слова. Там нет героев и невероятных подвигов, там есть просто люди, которые заняты нечеловеческим человеческим делом». Режиссер мастерски выбрал и распределил истории разных людей так, что каждая из них из уст всего восьми героинь звучит логично и ярко. Взял даже те отрывки, что ранее попадали под цензуру, сумел выбрать, кажется, самые сильные места и, надо отдать должное актрисам, они произносят текст твердо и почти безэмоционально, что позволяет словам разить наотмашь, задевать за живое ­ в зале много плачущих открыто или тайком смахивающих слезы зрителей. Вслед за текстом музыка, шумы (композитор ­ Настасья Хрущева) и видеоряд (режиссер мультимедиа ­ Наталья Наумова) только усиливают эффект.

660x440_1_1ecbc2d9b007008d1c832b7e66830808@718x479_0xd42ee437_12504888621428912081 У девушек на сцене нет имен, как и в книге это одни из сотен медсестер, радисток, связисток, партизанок, снайперш, собирательный образ, в каждом из которых звучит целый хор голосов, так долго молчавших, униженных и не узнанных, но, наконец заговоривших в полный голос до крика женщин войны. Очень важной, и как нельзя более актуальной в настоящее время, прозвучало признание одной из них: «Нам всем казалось, что после войны, после такого человеческого страдания, моря слез будет прекрасная жизнь. Нам казалось, что все люди будут очень добрые, будут любить друг друга… Ведь у всех было такое великое горе. Оно нас братьями, сестрами сделало! Как мы ждали этот день… День Победы. И он действительно был прекрасен. Даже природа почувствовала, что в человеческих душах творилось. Но люди? Когда я сейчас вижу злых людей, вижу эгоистов, которые только для себя живут, я не могу понять: как же это случилось, как это произошло». После антракта на сцене появились другие актеры, старшее поколение – матери афганских мальчиков, вдовы, выжившие солдаты. Каждый из них рассказывал свою историю, а между этим с экранов лилась музыка советской эстрады, противопоставляя два мира – благополучный, там сильная и смелая армия, улыбающиеся знаменитости и мирная жизнь и настоящее, мир тайный, о котором нельзя было говорить вслух: «Я всем матерям завидую, даже тем, у кого сыновья в могилах лежат. Я сидела бы возле холмика и была счастлива. Носила бы цветы».

bDJjZrswMwI И здесь, во втором акте тоже есть важное обращение к современникам: «Сейчас я призываю своих учеников, учитесь думать, чтобы из Вас не сделали очередных дураков. Оловянных солдатиков». Очень актуальное сейчас. Как было у самой Алексиевич: «Написать бы такую книгу о войне, чтобы от войны тошнило, и сама мысль о ней была бы противна. Безумна. Самих генералов бы тошнило...» Спектакль получился именно такой, с тошнотворным послевкусием, эмоциональным отуплением к началу четвертого часа, вызывающий из глубин подсознания неуемную любовь к жизни. Это безоговорочно must see в театральном сезоне. Повезет москвичам, 9 марта спектакль состоится в Центре им. Вс.Мейерхольда в рамках "Маски Плюс", томские зрители смогут увидеть его в регулярной афише ТЮЗа, а петербуржцам остается только надеяться на возможные гастроли.                                                                                                                                                                 Текст: Катерина Егорова

Фотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения