Вы здесь
Главная > Без рубрики > “Лично я не задаюсь вопросом о своём месте, поскольку ответ на него ничего принципиально не изменит в моей жизни.”

“Лично я не задаюсь вопросом о своём месте, поскольку ответ на него ничего принципиально не изменит в моей жизни.”

Молодежный интернет-журнал «Около» приветствует вас! 
Ваши лекции и просто выступления на публике крайне популярны среди наших читателей. Поэтому руководством журнала было принято  решение пригласить вас к откровенному разговору. Позвольте задать вам несколько вопросов.

7vlCQHSF2U0

–  Философия и как следствие, философские вопросы, так или иначе, воздействуют на принятие многих важных для человека решений. Нашему читателю было бы интересно узнать ответ на один из самых волнующих  человечество вопросов: как найти свое место в мире?  Существует ли вообще такое понятие, как свое место или это один из навязанных  в далеком прошлом стереотипов? Каким образом вы поняли, чем хотите заниматься? Когда это произошло?

О своём месте в мире задаётся лишь человек, который мыслит себя вне мира, то есть человек отчуждённый, «заброшенный в мир», как выражается Хайдеггер. Для такого человека может вообще не найтись места и тогда он становится главным персонажем русской литературы – лишним человеком. (Требуется известная экзистенциальная смелость, чтобы встретить тот факт, что мир вообще не готовился к твоему появлению и не приберёг для тебя тёплого местечка). Второй вариант: можно занимать не своё место и жить не своей жизнью, чем и занимаются большинство невротиков, которые постоянно задаются вопросами: «Действительно ли я сам этого хочу или мне обществом навязано хотеть то или и это?», «Мой выбор – это действительно моё решение или результат воспитания, среды и социальных стереотипов?», «Сам ли я распоряжаюсь своей жизнью или это просто цепочка случайных событий, каждое из которые влечёт последующие?» И третий вариант: человек, который занимает своё место, и уверен в том, что именно для этого места он и был рождён. Это, как вы понимаете, случай психотический. Из этой уверенности легко развивается паранойя (подозрение в том, что другие хотят отнять исконно твоё место) или шизофрения (когда твоё место одновременно оказывается и твоим и чьим-то ещё).

Лично я не задаюсь вопросом о своём месте, поскольку ответ на него ничего принципиально не изменит в моей жизни. Нахожусь ли я не своём месте или на чужом или пока ещё не на месте, а только в пути, или места никакого вообще не существует, «и значит остались только иллюзия и дорога» – во всех этих случаях жизнь моя никак не изменится. Поскольку исхожу я из желания двигаться, а места могут быть самые разные.

– Когда человек обретает внутреннее равновесие и определяет круг своих интересов – фортуна поворачивается к нему лицом. Можете ли вы совершенно точно сказать, что вы успешный человек?  Что для вас успех (признание других, свой собственный взгляд, соответствие общественным нормам?) Посещала ли вас когда-нибудь мысль, что молодым людям особенно ожесточенно навязывают мысль, что материальное благополучие – это и есть успех? Как стоит вести себя, чтобы  не загнать себя в чуждые, общепринятые стандарты? Как определить свою формулу успеха?

За успехом гонятся только ограниченные люди. Ограниченные в самом прямом смысле этого слова: люди, которые существуют в границах времени и границах жизни, они знают свой предел, видят свою финишную ленточку, до которого нужно успеть многое сделать как можно больше. Они только и успевают, что выполнять пункт за пунктом социальные заказы, хватать удовольствия, добиваться признания и карабкаться по пирамиде маслоу к вершинам самореализации. В этом смысле ограниченным быть неплохо, это даёт направление, вектор развития. Но, поскольку современный мир требует от человека слишком много, успеть сделать всё и соответствовать всем требованиям, попробовать и испытать всё, насладиться всем и пережить всё, при жизни нельзя. То есть абсолютно успешным не может стать ни один живой человек. Но зато это может мёртвый.

Успешный человек – это мёртвый человек. Не случайно, что и слово «успение» происходит от того же корня. Успеть – это буквально значит завершить свой земной путь. То есть, стать успешным значит умереть, идеал успеха – это покой и нега, которые обретает человек, закончивший свои негоции и дела мирские на лоне смерти, упокоившийся в своём успении, в отличие от нас живущих, пребывающих в гонке за благами, оценками, ценностями и признаниями. Так что стать успешным очень просто: нужно умереть.

– Пожалуй, стоит коснуться так называемой темы «человека и общества». Сейчас многие молодые люди заводят свои  блоги на различных интернет – ресурсах, создают паблики в социальных сетях, пробуют себя в публицистике и общественной деятельности, но свобода действий порождает вседозволенность, поддерживает ли вы решение властей о контроле СМИ и деятельности граждан в Интернете? (Есть такой форум, торчу. Ру, там наркоманы публикуют свои статьи, общаются на форуме, пишут о наркотиках, как о хобби, нужно ли закрывать ? Почему? Если ваш ребенок прочитает?)

Свобода и вседозволенность – это столь же разные понятия, как «оранжевый» и «тыплый». Может ли оранжевый порождать тёплый? Дозволенность или недозволенность – это вопрос цензуры, а значит вопрос власти, которой мы, так или иначе, подчиняемся. А свобода это психический факт, она безусловна, её нельзя ни даровать, ни отобрать, ни ограничить.

О свободе думаю только рабы. Именно они хотят свободы, мечтают о ней, борются за неё, и постоянно думают, достаточно ли им свободы или нужно ещё больше, не пытается ли кто-то отнять у них эту свободу. Все мысли рабов крутятся вокруг свободы, все их желания направлены на свободу. А по-настоящему свободный человек воспринимает её как нечто естественное, поэтому и думать о ней нечего. Часто ли вы задумываетесь о своём truncus celiacus, пока не испытываете с ним проблем? А ведь это жизненно важная часть нашего организма, но мы не замечаем его, пока всё работает исправно.  Но стоит только случиться. Но стоит только случиться  недугу, как мы тут же начинаем внимательно прислушиваться к своим внутренним органам, наблюдать и изучать их. Точно так же и раб, который рождён невольником, будет постоянно вожделеть свободы, трястись над уже полученной свободой и вожделеть ещё большей.

Рождённый свободным никогда не думает о свободе. Так же как акула не задаётся вопросом о том, что такое вода и достаточно ли вокруг него воды, а может быть ей нужно больше воды, и не пытается ли мировой океан ограничить её свободу.

Стремление к свободе – это самое неестественное, самое рабское желание человека. А вот быть свободным – это . Поэтому забрать у человека свободу по определению невозможно. Можно тело посадить в тюрьму, можно мозг отключить при помощи электричества или химических препаратов, но станет ли акула несвободной от того, что её поймали в сеть и вытащили на берег? Отнять можно жизнь, но не свободу.

– Раз уж наш разговор плавно перетек в плоскость творчества, мы не можем не задать вам этот вопрос: Возможно ли научиться писать? Или, как говорится, талант либо есть, либо нет? (Может, вы хотели бы порекомендовать какую-либо литературу начинающим публицистам?)Как и с чего начать, если есть что сказать, но одолевают сомнения? Работает ли принцип “не навреди ” и можно ли навредить словом? Можно ли обойти острые углы и как это сделать?

Если вы сомневаетесь в своём таланте – значит его нет, расслабьтесь и будьте счастливы. На мой взгляд, талант – это очевидный факт психической жизни, если он есть, это несомненно. Матфей рассказывает нам притчу о рабах, которые получили таланты от своего господина, «комуждо противу силы его» [Мф. 25:15], двое из них употребили таланты в дело и получили прибыль, третий же раб зарыл свой талант в землю и скрыл серебро господина своего. Поэтому талант нужно понимать как аванс или кредит, который мы получили и с которым что-то нужно делать. А дальше вопрос, что вы с ним будете делать: вкладывать его в дело, пытаться обменять на какие-то иные блага или зарывать в землю. Поэтому, на мой взгляд, талант – это нечто несомненное, вы же не сомневаетесь, когда берёте у кого то в долг и знаете, что нужно будет отдать с процентами. Талантом нужно иметь распоряжаться, потому что рано или поздно господин вернётся и спросит с нас, куда мы дели те таланты, которые он нам оставил. В некотором смысле, талант нам не принадлежит, это не наша собственность, это деньги инвестора.

О чём нам говорит библейская притча? Она говорит нам о том, что сам по себе талант ещё ничего не значит и не делает никого мастером. Без опыта, техники и ремесла, талант оказывается закопан в землю. Можете вы вспомнить хоть одного значимого художника, которые не оттачивал бы свою технику годами, а просто проснулся однажды утром и нарисовал «Чёрный квадрат». Чтобы написать этот шедевр автору потребовались годы кропотливой работы.

Я понимаю талант как аванс, (и этим он отличается от дара, который можно не возвращать и просто растратить), потому что талант мы должны вложить и приумножить, это безусловное требование, и «жнеши, идеже не сеял еси, и собирать, идеже не расточал еси» [Мф. 25:24], чтобы получить больше, чем вложили. Это и есть преумножение культуры: создавать то, чего раньше не было, пожинать то, что не было посеяно, и собирать то, что не было рассыпано. Создавать новое. Для этого служит нам талант.

– Есть вероятность, что следующий вопрос будет не столь корректным, как этого требуют правила приличия, но все же: Насколько вы сами оцениваете важность своих слов ( своих коллег, крупных политических деятелей/деятелей культуры)? Стоит ли молодым людям самим для себя создавать свое кредо, а не слепо следовать авторитетному?

Меньше всего хотел бы быть для кого-то авторитетом, на слова которого будут ссылаться и принимать их за руководство к действию. Скорее хотел бы быть провокатором, который заставляет усомниться в шаблонах, подорвать авторитеты и учиться думать самостоятельно. Впрочем, если для кого-то моё мнение авторитетно – это его выбор и его решение.

Спасибо, за уделенное время!

Автор вопросов для интервью: Мария Шумская
Разговор с Дмитрием Ольшанским

comments powered by HyperComments