Вы здесь
Главная > Кино > В Родине только девушки

В Родине только девушки

С 17 по 22 декабря в Санкт-Петербурге проходила неделя японского кино. В рамках 49 фестиваля, посвящённого «стране восходящего солнца», в кинотеатре «Родина» были показаны фильмы разных жанров на японском языке с субтитрами. Основными темами были взросление, дружба, путешествия и семейные ценности. 

ae86cf057f3497828257ce44df51d4a5_w960_h2048

История кинематографа Японии насчитывает более ста лет. Первые японские режиссеры начали снимать черно-белое немое кино практически сразу же после изобретения братьями Люмьер кинематографа. По-настоящему прославил японское кино Ясудзиро Одзу, чьи фильмы о семейных традициях и быте японского среднего класса настолько полюбились кинолюбителям во всем мире, что не только получили множество призов на международных фестивалях, но и вдохновили Вима Вендерса посвятить японскому мастеру свой культовый фильм «Небо над Берлином».

Вслед за Ясудзиро Одзу был Хироси Тэсигахара. Его фантастические философские картины «Чужое лицо» и «Женщина в песках» входят во все списки для обязательного просмотра кинолюбителей во всем мире. Не менее известны и фильмы о самураях режиссёра Акиры Куросавы. Он не только прославлял в кино традиции своей родины, но и снимал фильмы о России, а также писал сценарии по произведениям Ф.М. Достоевского. Но, пожалуй, самый известный японский режиссер сегодня – это Такеши Китано. Его «Куклы» давно стали культовым фильмом, а ранние картины о якудза доставляют удовольствие всем любителям подобного жанра в кинематографе.

original

Кинематограф Японии имеет свои отличительные черты. Сохраняя традиции, японское кино при этом актуально, а порой и опережает современные картины. Множество фильмов снимается по комиксам манга. Часто бывают заимствования или аллегории на известные голливудские блокбастеры. При этом фестивальное драматическое кино, как правило, отличается неторопливой созерцательностью, особой медитативной эстетикой, немногословностью и философской поэтической глубиной редких реплик.

Организаторы показов фестиваля постарались учесть все особенности современного кинематографа Японии и показать зрителям Петербурга самые разные жанры. Так, на открытии фестиваля была показана комедия «Секрет Акко-Тян» Тайскэ Кавамура.

2b9a00fa-efa3-4f3b-9528-c1bacc250768

Это история о маленькой школьнице, которой является дух зеркала и делает новогодний подарок – волшебное зеркальце. Оно способно превратить девочку в кого угодно. Она тут же начинает исполнять свои мечты, превращаясь то в стюардессу, то в фигуристку. Ей очень нравится быть взрослой. Она встречает мужчину, который ей очень нравится. Он приглашает ее работать к себе в компанию по производству и продаже косметики, чтобы ее критическое мнение помогло улучшить продукцию и увеличить продажи. «Секрет Акко-тян» – комедийная мелодрама с аллегориями на голливудскую «Женщину-кошку».  В ней подняты темы взросления, разрыва с обычным традиционным уклоном, вреда капиталистического эгоистического мировоззрения, где «один человек бессилен против власти больших денег или веяний времени» и, конечно, красоты, которая может не только вдохновлять и радовать, но и служить защитой от порой довольно враждебного мира.

Совсем другим фильмом по жанру, атмосфере и эмоциональному фону оказался «Танец лепестков» Хироси Исикава. Медленное, спокойное роуд-муви, схожее с легендарной картиной Томаса Яна «Достучаться до небес». Только в центре сюжета не мужчины с неизлечимой болезнью, а молодые девушки, отправившиеся в путь на машине по длинной дороге вдоль побережья. Они едут навестить в больнице подруге, которая чуть не утонула. Возможно, она пыталась покончить с собой. Настроение фильма создается пасмурным небом, серовато-белым снегом и шумом волн. При этом фильм не столько грустный, сколько медитативный. Одна из девушек все время смотрит на полет птиц или планера таким образом, что ее забинтованные пальцы создают то ли рамку, то ли воображаемый объектив камеры. Другая – также постоянно смотрит на небо, загадывая желание. И конечно, это кино о жизни, о том, как прекрасно все в этом мире: и улыбающиеся люди, и ветер, и бесконечное море.

5c3455a0-d85d-47e9-88fd-c45e81a696d6

Об отношениях отцов и детей ведется рассказ в киноленте «Мораторий Томако» Нобухиро Ямасита. После окончания учебы в университете Томако возвращается к своему отцу, который управляет магазином спортивного инвентаря. Томако не хочет помогать ему в работе или по дому, потому что все дни напролет она играет в компьютерные игры, читает комиксы, ест и спит. Отец недоволен ее образом жизни, но ничего не может с этим поделать. Через  год Томако вдруг начинает меняться.

1444143735_993196990_kadrs

Кроме того, в рамках фестиваля была показана драма «Ненавижу Токио» Тосиюки Мориока о трудностях жизни художницы в Токио. Целыми днями девушке приходится работать, чтобы оплатить квартиру. Подруга предлагает ей поработать официанткой в баре. Утомительная работа и назойливые приставания клиентов начинают отравлять ей жизнь. Единственной отдушиной оказывается любимое занятие – рисование. Фильм основан на автобиографическом комиксе-манга популярной художницы Риэко Сайбара.

ffb04300-c669-470d-9268-96886f18f8ff

Не менее интересным фильмом оказалась фантастика о вещих снах «Кошмарочка: кино» Нориёси Сакума. Главная героиня, по прозвищу “Кошмарочка”, – обладает способностью видеть вещие сны. Ее дедушка, гениальный ученый, создал машину, которая записывает сны на видеопленку, а школьная учительница помогает расшифровать кошмары, чтобы предотвратить несчастливое развитие событий. Фильм основан на популярном телевизионном сериале.

d668c876-0f9a-497c-8b1f-a5ed0200d78f

Последний фильм фестиваля «Песня перед разлукой» Ясухиро Ёсида повествует о девочке-подростке Юне, которая, как и героиня “Моратория Томака”,  живёт с отцом. Её отец – управляющим плантацией сахарного тростника, на острове Минами-Дайто. На этом маленьком острове нет колледжей, поэтому школьники, желающие продолжить образование, покидают остров. Юна тоже планирует уехать учиться и тревожится за отца, который останется в одиночестве. Перед отъездом Юна поет старинную песню, выражающую печаль о разлуке с любимым островом.

0891137a-a7c4-4bd8-8ed4-7f0dea884399

Интересно, что в этом году все шесть фильмов кинофестиваля были объединены общей темой “Девушки в главных ролях”, по той причине, что женские главные роли – основная тенденция в современном японском кинематографе.

Кроме того, во время кинофестиваля в фойе киноцентра «Родина» зрители могли увидеть замечательные работы фотохудожников Сергея Богомяко и Антона Овчарова, посвященные Японии.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа.

 

comments powered by HyperComments