Вы здесь
Главная > Без рубрики > Становление кинематографических образов у зрителей XXI века

Становление кинематографических образов у зрителей XXI века

Кино – мир, который захватывает и погружает в себя полностью. Оно помогает нам познать себя, да и прожить еще одну абсолютно иную жизнь, окуная в свои бездонные фантазии. На протяжении уже ста с небольшим лет этот мир является своего рода вдохновителем нового времени.

Cover

Раньше основными источниками просвещения для людей служили литература, театр, живопись и музыка. Восхваляя эти отрасли и совершенствуя их из поколения в поколение, человечество получило многообразие искусств и их переплетений. И одним из них, с 28 декабря 1895 года, являлось кино. Попробуем разобрать его истоки и структуру, как некий синтез из нескольких составляющих.

  • Литература

Во-первых, она дала кино сюжетное построение, то есть сценарий; во-вторых, возможность зрителю следить за происходящим с нескольких ракурсов и соотносить все воедино.

  • Театр

Опыт построения объемных декораций и основы, общие принципы работы с актерской труппой.

  • Живопись

Цветовые решения в кадре и общая композиция.

  • Музыка

Дополнение атмосферы и создание желаемого настроения у зрителя.

 Рождение кинематографа ознаменовал показ короткометражного фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота».  Эта демонстрация вызвала у зрителей неожиданную реакцию – они вскочили со своих мест от страха. А причиной всему этому явился поезд, который двигался на них с экрана. Кинематограф того времени отличался не только черно-белыми картинками и немыми сценами с внешним музыкальным оформлением, но и своими житейскими, обычными и незатейливыми бытовыми сюжетами. Примером этому могут служить те же картины братьев Люмьер: «Завтрак младенца», «Политый поливальщик», «Выход рабочих с фабрики», «Фотограф». Название говорило само за себя, и на протяжении 30-50 секунд зритель мог наблюдать картины повседневности. С этого у нас и начинает строиться образ и представление кинематографа конца ХIХ – начала ХХ веков, то есть первого десятилетия кино.

Чтобы понять, что для нынешнего зрителя кинематограф и какой его образ создался за последнее прошедшее десятилетие начала ХХI века (2000-2010гг.), мы должны изучить более ранние представления о нем.

george eastman

Постепенно картины братьев Люмьер заменяются первыми сюжетно-постановочными фильмами – игровыми. Пожалуй, эта одна из главных черт 1900-1910 гг. Но отличия заключались не только в фантазийном сюжете. Первые нанятые актеры, а также подобие декорации и спецэффектов – тоже было в новизну. Самый известный фильм этого десятилетия – «Путешествие на Луну» 1902 года. Эта картина расскажет зрителю об ученом, который отважился отправиться в экспедицию на Луну весьма необычным способом. Именно так в кино рождается жанр фантастики, вызывая небывалый восторг зрителей-современников.

С 1910-1920гг. образ кинематографа начинают формировать первые полнометражные экранизации, такие как: «20 000 льё под водой», «Полет на Марс», «Остров ужаса». Постепенно кинематограф начинает изобретать новые, уже собственные сюжеты. Они и стали главной переходной чертой к следующему этапу: с 20ых-30е года. Так, у киноманов в памяти может всплыть «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине, который на тот момента являлся настоящей эстетической революцией, или «Затерянный мир», который превосходил весь кинематограф своими спецэффектами. А советский фильм «Аэлита»  был и вовсе признанной классикой во всем мире кинофантастики. У многих эта маленькая эпоха ассоциируется с образами Макса Линдера и Чарли Чаплина.

kinopoisk.ru

Постепенно немое кино начинает говорить. И хотя первый фильм со звуком вышел в 1922 году, днём рождения звукового кино считается 6 октября 1927 года, когда вышел культовый фильм «Певец джаза», ознаменовавший начало эпохи звуковых фильмов. Так, образ кинематографа 1930-1940гг. нам задают до сих пор всеми любимые и известные фильмы «Огни большого города» и «Новые времена» с Чарли Чаплином – из немого кино, а так же первая классика со звуком – «М убийца», «Кинг Конг» и лауреаты премии «Оскар» – «Унесенные ветром» и «Это случилось однажды ночью».  Однако в рамках этого десятилетия, а именно в 1935 году, появляется и цветное полнометражное кино.  Фильм «Бекки Шарп» был первым в этом списке.

В 1940-1950гг. наше кинематографическое сознание формируют как фильмы черно-белые, так и цветные. В это время на пике популярности – Альфред Хичкок и один из его самых популярных фильмов, «Ребекка». Именно в эти годы отношение людей к кино особенно трепетное: тут и большие и красивые кинотеатры, и громкие афиши, и яркие огни реклам, и заполненные до отказа залы. Это всё формирует романтичный, легкий и вдохновляющий образ кинематографа того времени, сопровождающийся струящейся джазовой музыкой.

С 1950-1960 и последующие года технический прогресс в киноискусстве заходит все дальше и дальше. Разработка записи и воспроизведения звука и создание и освоение новых видов кинематографа приводят к колоссальному повышению качества показа фильмов, создавая у зрителя «эффект присутствия».

346

В эти годы становится популярным жанр ужаса.  Именно тогда были созданы стереотипные для хоррора образы девушек, испуганно кричащих «О, нет!», темных комнат и устрашающего человека в темном пальто и шляпе и с вечно склоненной головой. Классические фильмы того времени: «В джазе только девушки», «12 разгневанных мужчин» и советский фильм «Летят журавли».

В 1960-1970гг. – рассвет советского кино. Снимается и выходит в кинопрокат множество замечательных фильмов, которые сегодня являются классикой: «Бриллиантовая рука», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и прочие, а также немалое количество мультфильмов, к примеру «Ну, погоди!». За рубежом же выходят «Звуки музыки», «Хороший, плохой, злой». Однако особенно в моде у авторов и зрителей фантастическая тематика: яркий пример тому – сериал «Звездный путь», «Последний человек на Земле» (переснятый и известный современному зрителю на наши дни как фильм «Я – легенда»).

Развитие советского кино не заканчивается и в 1970-1980гг. Многие сразу вспоминают большое количество военных фильмов, к примеру: «В бой идут одни старики», «…А зори здесь тихие». Прежний романтичный образ кино сменяется на нечто строгое и немного темное. Но все это слегка разбавляют такие фильмы как «Большая перемена», «12 стульев» и серия фильмов про Шерлока Холмса. Продолжают сниматься мультфильмы. В зарубежном кино снимается известная трилогия фильмов «Крестный отец»; фильм «Пролетая над гнездом кукушки». Некоторые поклонники фантастики, говоря об образе кино того времени, тут же назовут «Звездные войны», а просто киноманы припомнят «Человек-слон».

kinopoisk.ru

Появляется целый спектр различных фильмов на любой вкус: от легких и даже порой слегка аморальных фильмов до картин, наполненных философией и рефлексией.

Так, говоря о многообразии кино, начиная с 1980-1990гг., романтики вспомнят многочисленные легкие и приятные комедии с Андриано Челентано, кто-то же вспомнит драму, которая покорила сердца многих, «Человек дождя», другие – «Славных парней», «Однажды в Америке». Некоторые были увлечены просмотром фильмов с Жан-Клодом Ван Даммом, Джеки Чаном, Чаком Норрисом. Начинается эпоха фантастического ужаса («Чужой»). Советское кино и мультфильмы также не прекращают свое развитие. Но практически каждый человек, думая о киноискусстве того времени, вспомнит фильм «Назад в будущее» с его летающими скейтами, кроссовками фирмы Nike, невероятными машинами и невероятными приключениями.

kinopoisk.ru

А в 1990-2000 гг. в России широкое распространение получили видеокассеты. Именно поэтому для многих символом девяностых являются мультфильмы кинокомпании Disney, такие, к примеру, как «Спящая красавица», «Золушка», «Белоснежка», «Бемби», «Леди и бродяга» (хотя их выход в кинопрокат и состоялся намного раньше). Вышедшие с 1990-2000гг. мультфильмы «Мулан», «Красавица и чудовище», «Король лев» и многие другие заставляют нас вспомнить эти годы, как время доброго и сказочного кино. Появляются приятные семейные комедии («Один дома», «Бетховен»); шедевры, проверенные временем и поколениями («Побег из Шоушенка», «Зеленая миля», «Достучаться до небес», «Жизнь прекрасна», «Форрест Гамп», «Эдвард руки-ножницы», «Список Шиндлера», «Титаник»…).

32898

На протяжении столетия с небольшим киноиндустрия развивалась, рождала культовые символы и образы, учила чему-то, помогала, давала новые эмоции, превращала что-то в традиции, открывала новые горизонты. А какой же образ о кинематографе создался у зрителя за последнее недавно прошедшее десятилетие с 2000 по 2010года уже XXI века? Что может послужить началу этого нового времени? Чтобы понять это, был проведен опрос среди ста пятидесяти человек от 18 лет с вопросом: «Какие фильмы Вы вспоминаете в первую очередь, думая о кино с 2000 по 2010 года? Что бы Вы могли назвать шедевром и внести в историю киноиндустрии?» Из полученных ответов был выведен рейтинг:

  1. Гладиатор (2000 г.) – 14.78%
  2. Властелин колец (2001/2002/2003гг.) – 12.45%
  3. Престиж (2006г.) – 10.98%
  4. Игры разума (2001г.) – 10.41%
  5. Пианист (2002г.) – 9.22%
  6. Отступники (2006г.) – 8.87%
  7. Гарри Поттер (2001/2002/2004/2005/2007/2009/2010/2011гг.) – 7.02%
  8. Большой куш (2000г.) – 6.62%
  9. ВАЛЛИ (2008г.) – 5.5%
  10. Брат/Брат 2 (1997/2000гг.) – 4.15%

Остальные 10% занимают оставшиеся кинофильмы.

Из получившихся результатов можно судить о том, что зрителю не нравится что-то одно: в список входят картины от милого мультфильма до серьезной жизненной драмы. Все это говорит о том, что киноискусство еще живо и дальше будет жить, если зритель продолжит оценивать и также поддерживать его, при этом развиваясь.

Что ожидает зрителя второе и последующие десятилетия XXI века, и какие образы будут откладываться в сознании дальше, сказать сложно. Ведь тенденции, приоритеты, да и технологии меняются со временем. Так и начало второй новой маленькой эпохи в киноиндустрии будоражить сознание, заставляет удивляться зрителя безграничными фантазиями создателей каких-либо новых киношедевров. Заглядывая в будущее, можно заметить несколько уже намеченных проектов:

  1. Продолжение фильмов о супергероях наших дней. Ведь каждому нужен эталон, свой вдохновитель. А отныне их столько, что можно угодить всем и сразу.
  2. Фильмы о уже знакомых зрителю персонажах, продолжение их жизненной истории.
  3. Ремейки ранее отснятых фильмов. Экранизации.
  4. Игровая индустрия, является один из новых синтезов времени, интересов людей, технологий и, конечно же, искусства. Эту сферу также можно назвать «Живое игровое кино». Именно поэтому сюжеты игр стали превращать в фильмы, как видно из планов на будущие премьеры.
  5. Будущее человечества, антиутопии. За этим всегда была интересно наблюдать и рассуждать: «А что же будет дальше?»

film

Будущие шедевры кинематографа всегда намечались в планах незаметно, вызывая много вопросов перед премьерой и не оставляя равнодушных после. Сложно представить, что это будет, ведь уже притворено в жизнь множество идей, которые вызывают порой удивление зрителей. Очевидно одно: кино растет и продвигается, ведя созерцателя за собой, влияя на его мировоззрение и поднимая духовно, вызывая сильные эмоции. Зрителю только и остается гадать о дальнейшем, а потом восхищаться увиденным.

Кино – одно из видов искусств XXI века. На протяжении столетия оно развивалось и совершенствовалось. Ведь это еще один из немногих способов окунуться в другое время, другую жизнь, почувствовать атмосферу и события, при этом черпая огромное количество знаний. Кто-то поклоняется своим любимым героям, а кто-то одержим кино, другие часами могут обсуждать фильм или же просто сидеть и наслаждаться им. Кино – целый мир разных жизней, эмоций и чувств! А создавая свою жизненную историю, мы сами являемся источником и частью большой библиотеки кинематографа!

Автор текста: Александра Орешкина

comments powered by HyperComments