Что такое подвиг, или правдивая история «Молодой гвардии»

Пронзительная история о молодых и отважных людях в романе Фадеева «Молодая гвардия» меня в свое время расторгала до слез: поражала стойкость и преданность Родине в юных героях, на их примере мне тоже хотелось быть такой же бесстрашной. И вот,  на сцене театра Мастерская второго декабря была предпринята попытка показать эту историю такой, какая она есть на самом деле и развенчать мифы, из которых та состоит либо которыми обросла за долгое время. Показ премьерной постановки состоялся 1 декабря.

Заранее зная о том, что спектакль состоит из трех частей, первая из которых являет собой пластическое решение мифа о Молодой Гвардии, я изначально была готова ко всему. Однако увиденное все-таки не столько удивило меня, сколько  разочаровало.  На счастье тем, кому довелось читать раньше это произведение, первая часть состояла из осколков, смутно напоминавших историю Фадеева и причем едва угадывавшуюся (возможно, только мне, так как не могу похвастаться безупречной памятью, да и произведение, по правде сказать, читала лишь в далекие школьные годы). Но нельзя не отметить, что в этом была и какая-то изюминка: смотреть на происходящее на сцене, распознавать порой до неузнаваемости трансформированные сюжеты романа и наблюдать за тем как, избавившись от шелухи, перед зрителем остается лишь любовь (в самом широком смысле этого слова), трагедия и боль – ядро и суть  «Молодой гвардии».

39f513b0ff7e3bc683631ce2f1d7bc2c

Но было до безумия жаль тех, кто раньше не читал Фадеева и совершенно не понимал, что же происходит, а таковых было немало. И, казалось бы, это проблема неподготовленных зрителей, но нет. Режиссеру этой части спектакля - Максиму Диденко - был довольно хорошо известен сей факт, тогда совершенно неясно – для кого он делает эту постановку? Хорошо, это дело вкуса, конечно, но, как мне кажется, зная свою публику нужно делать представление понятным для нее. Иначе спектакль получается невнятной кашей, где только и можно уловить общий смысл, но вовсе не сравнить миф и реальность, а ради этого, в сущности, и пришли зрители.

xl_20151120101050

Необычной находкой стало общение режиссера со зрительным залом во время спектакля. Диалог был построен на том, чтобы выяснить, что такое «подвиг», что толкает и толкало людей жертвовать собой во имя других? Подвиг сам Максим Диденко трактует оригинально: например, «Я пропустил в очереди беременную женщину». И это он назвал подвигом. Как было правильно, на мой взгляд, замечено зрительницей из зала: «С каких пор обычная порядочность стала геройством?» Неужели мы живем в таком эгоистичном мире, где нет больше места действительному подвигу, а есть лишь искаженное представление о порядочности, которая восприниматься должна теперь как нечто невероятное и героическое? С другой стороны, возможно, это есть гениальная задумка режиссера: показать нам то, как обмельчал героизм в глазах нынешних людей и заставить по-новому взглянуть на себя. В этом случае, тот контраст, который создал Максим Диденко, потрясает, и поэтому следует выразить огромную благодарность молодому режиссеру.

xl_20151120101106

Наверное, с моей стороны будет несправедливо так много внимания уделить первой части спектакля и так мало остальным. Но что есть – то есть. Дело в том, что остальное не вызывало никаких противоречий, и хочется похвалить актеров за то, как правдиво они передали «живые» чувства героев, которые из идеалистических образов превратились благодаря усилиям талантливых ребят  в «настоящих» людей. К тому же, Максимом Диденко и Дмитрием Егоровым был проделан титанический труд: постановка – не только пересказ романа Фадеева и субъективная точка зрения режиссеров, но еще и настоящее исследование, ведь во вторую и третью части включены реальные источники и свидетельства родственников героев-участников подпольной организации "Молодая гвардия".

658x440_0_b024186ffb67638c0564b7d29eeba930@785x525_0xd42ee437_15171077701444827317

Несмотря на мои сомнения, «Молодая гвардия» и тот разговор Максима с залом не выходят у меня из головы вот уже который день, а разве это ни есть лучший показатель того, что спектакль достиг своей цели?

                                                                                                      Текст: Элина Малина

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения