Вы здесь
Главная > Без рубрики > Я – заведующий всем, и все из-за меня

Я – заведующий всем, и все из-за меня

Сольный концерт Леонида Федорова, лидера группы АукцЫон, состоялся 18 декабря в клубе Космонавт. Петербуржцам представилась возможность узнать, чем отличается эстетика концертов АукцЫона от индивидуальных выступлений ее бессменного лидера. 

Не то чтобы в репертуаре группы АукцЫон нет медленных, завораживающих песен. Тут стоит вспомнить «Спи солдат», «Призраки», «Фа-Фа-Фа»… Однако всякий, побывавший на их концерте, с большей вероятностью вспомнит быстрые ритмы и яркую духовую секцию, эксцентричного Олега Гаркушу, или многочисленных фанатов танцующих в различных уголках зала, нежели лирические мотивы. В эту пятницу, о последнем октябрьском концерте группы АукцЫон в клубе «Космонавт», казалось бы, напоминал только голос Леонида Федорова. Однако, присмотревшись поближе можно понять, что противоречие это имеет несложное объяснение.

Действительно, в отличие от выступлений группы АукцЫон, концерты Федорова обладают принципиально иной магией воздействия на слушателя. И дело тут даже не в самом формате сольного выступления, когда артист на сцене совсем один, и одна гитара является источником и ритма, и гармонии, и акустических эффектов. Скорее всего, секрет здесь кроется в том неповторимом сочетании звуков, наполняющих зал. Тексты Алексея Хвостенко («Воздушный бонус»), поэта «обэриута» Александра Введенского («Конь»), и, конечно же, Дмитрия Озерского («На краю», «Весна», «Душа», и многие другие), обладают удивительной образностью и звучностью:

Небо над нами, как чай

Чайкой в небе печаль

Ты не отвечай…

Голос Леонида Федорова, иногда резкий, иногда певучий, иногда бормочущий, позволяет увидеть этот образ. Однако привести его в движение, – и в этом, пожалуй, и состоит принципиальное отличие, – может его уникальная игра, во многом отличающаяся от манеры исполнения группы АукцЫон.

Ритмичная игра Федорова, наполненная дребезжанием басовых струн и эхом, заполняющим все пространство, более напоминает шаманский ритуал, нежели обычную игру на гитаре. Так звучали песни «Весна», «Волны те», «Летел и таял»… Отсюда, следуя ритму, возникают и вскрики, и шепот, и неожиданные речитативы – словно все в музыке стремится вырвать дух из тела. «Чтобы никто не звал по имени». Чтобы глаза увидели то, что видел тот самый жук-древоточец на Ноевом ковчеге. Известные песни, такие как «Голова-нога» или «Якоря», приобретали совершенно иное звучание: на место вакхическому действу, присущему выступлениям группы АукцЫон, пришла пьянящая, шаманская музыка Федорова. И в этом, конечно, кроется разрешение поставленной загадки: и шоу группы АукцЫон, и меланхоличная игра Федорова, по сути своей стремятся ритуальным образом погрузить своего слушателя в иное состояние – состояние полной душевной свободы, в противовес глубокому погружению в себя.

Текст: Антон Мосунов

Фото: Александр Шек

comments powered by HyperComments