Текст Елена Вахрушева
ДИПАН от Жака Одиара
Победителем последнего Каннского кинофестиваля стал «Дипан» - остросоциальная уверенная драма Жака Одиара. Сперва возникает ощущение, что режиссер будет рассматривать тему беженцев и их адаптацию в современной Европе, но посыл фильма оказывается более глубоким и универсальным, он раскрывается при прочтении оригинального названия фильма – «Дипан. Человек, который не любит войны».Бывший боевик-сепаратист из Шри-Ланки, участник террористической организации «Тамильские тигры», бежит во Францию по поддельному паспорту и с поддельной семьей. В надежде вырваться из ада войны, еще вчера незнакомые друг другу люди сегодня должны научиться жить вместе. Во Франции герой устраивается сторожем в один неблагополучный квартал, где вскоре оказывается втянут местные криминальные разборки и вынужден вспомнить то, что он умеет лучше всего – убивать.Жак Одиар начинал свой путь в кино, исследуя человеческие взаимоотношения на фоне острых и неоднозначных ситуаций, и «Дипан» в полной мере продолжает эту традицию. Режиссер начал съемки фильма задолго до того, как в Европе случилось нашествие беженцев и предвосхитил свое время, создав болезненно актуальный фильм.Однако Одиар не рассматривает иммиграцию как явление, не размышляет о том, хорошо это или плохо, а просто показывает взгляд изнутри. С самого первого кадра, когда Дипан сжигает трупы бывших товарищей, мы понимаем, что человек делает самое логичное в его ситуации – бежит от войны. Она всегда и везде одинакова: будь то массовые расстрелы населения в Шри-Ланке или бандитские разборки в пригороде Парижа.Первое время после прибытия во Францию герои вынуждены решать бытовые проблемы: устраивать «дочь» в школу, зарабатывать деньги, учить язык. Все эти задачи сближают их, и процесс превращения фальшивой семьи в настоящую происходит почти незаметно. Но война все-таки покалечила каждого из них, и эта незаживающая рана становится только ярче на фоне внешнего благополучия. В конечном счете, война добирается до героев и во Франции, заставляя вспомнить, что они не семья, а чужие друг другу люди в чужой стране. В связи с этим очень неоднозначно выглядит конец фильма, который можно трактовать и как типичный хэппи-енд, и как фантазию о нем в полностью разрушенном мире.Фильм идет почти два часа, но смотрится на одном дыхании. Одиар ведет повествование удивительно плавно и лаконично. В каждой сцене одновременно происходит ничего и очень много. Например, когда Дипан делает рамку для фотографии своей настоящей семьи, мы понимаем, какой путь он преодолел, чтобы посмотреть в глаза своей боли, когда его жена шьет себе новый топ, мы видим, что она впервые чувствует себя в безопасности, раз базовое желание выжить сменилось потребностью быть красивой.Органичность и правдивость фильма создается живой камерой, жизненными диалогами и, конечно, актерской работой. И тут Одиар сделал, пожалуй, самый верный выбор: исполнитель главной роли Джесутасан Антонитасан – действительно бывший «тамильский тигр», эмигрировавший в свое время во Францию и ставший писателем. Жену и дочь также играют непрофессиональные актрисы из Шри-Ланки. Именно потому, что актеры сами прошли через все то, с чем пришлось столкнуться их персонажам, им удается создать такие живые и естественные характеры. Фильм выглядит одним неделимым целым. Это законченная история со своим смыслом и моралью.Однако, если говорить о недостатках фильма, то нельзя сказать, что в нем можно найти нечто принципиально новое, будь то форма или содержание. Во время просмотра «Дипан», безусловно, очаровывает, но не производит мощного эмоционального потрясения и не открывает новое слово в киноязыке. И если это нормально для хорошей прокатной драмы, то совершенно недопустимо для главного призера Каннского кинофестиваля.