Вы здесь
Главная > Без рубрики > Алина Шапочников. Притяжения больше нет.

Алина Шапочников. Притяжения больше нет.

О поистине большой культуре маленького европейского государства –  Польши мы знаем до обидного мало. Этот, в общем-то, небольшой народ одарен невероятным артистизмом, и любой образованный человек, конечно же, с ходу назовет несколько имен всемирно известных польских композиторов, писателей, режиссеров. На необычайной силы художественное сознание поляков не смогли повлиять ни войны, ни годы социализма, ни трудное время перестройки. Из всех событий они виртуозно извлекают самую тонкую, точную, смешную и трагичную суть вещей.

1small

Именно с таким талантом познакомила московского зрителя новая работа молодого польского режиссера Барбары Высоцкой «Шапочников. Состояние невесомости». На столичную сцену спектакль попал благодаря творческому взаимодействию Польского культурного центра в Москве, театрального центра «На Страстном» и Электротеатра «Станиславский».

Театр Высоцкой – это абсолютно актуальное искусство, похожее на авангардные инсталляции в модерновых выставочных залах, оживленное синтезом классической драматургии, перформанса и медиаряда.

12small

О польском скульпторе еврейского происхождения со странным именем Алина Шапочников (1926 Калиш — 1973 Париж) знают в основном в художественных кругах. Перенести на подмостки этапы ее сложной, исковерканной эпохой судьбы удалось при помощи самых современных выразительных средств сценографии.

На долю поколения Алины Шапочников выпали исторические коллизии наивысшего трагизма. Еврейские гонения, страшная война, гетто, концлагеря. Все это не могло не отразиться на физическом здоровье молодой художницы и не преломиться в ее творчестве. Алина (которую играет сама Барбара Высоцка) не любила ни рассказов, ни воспоминаний о войне и лагерях. Всю свою короткую и стремительную как выстрел жизнь она боролась с перипетиями судьбы, зависая, словно в невесомости, между жизнью и смертью, возвращаясь на землю с помощью своего обгоняющего время искусства.

13small

Она была абсолютное дитя ушедшего века. Темы для творчества Алина черпала из окружающих явлений, в которых, как истинный творец, всегда видела самую верную глубинную направленность. Варшавское гетто, полет и гибель советского космонавта В. Комарова, Сталин и сталинизм, феминизм и странные метаморфозы человеческого тела — все это было талантливо и пластично переосмыслено художницей, ставшей одним из самых известных представителей польской интеллигенции на европейском арт – пространстве времен эмансипации, хиппи и полного раскрепощения сознания.

На сцене всего два человека –  Барбара и Адам Щищай, сыгравший все возможные мужские образы пьесы. Они последовательно и контрапунктно рассказывают биографию скульптора Шапочников, перемежая актерскую игру с игрой в декорации, которые сами же конструируют на месте из парашютного шелка, предметов мебели, диковинных вентиляторов и объектов, необходимых для работы ваятеля. Зачитывание фактов жизни Алины из толстых, советского образца амбарных книг, большие микрофоны в руках, которые давно ушли в прошлое, но так точно «работают» на эпоху, черно – белый, размытый видеоряд, одежда и грим чрезвычайно углубленно и верно передают настроение второй половины прошлого века, правдиво представляют годы, еще не такие от нас далекие, но уже качественно и технологически разительно отличные от нынешнего бытия.

14small

Работа актеров также подробна и обстоятельна. Зритель видит крутые повороты судьбы героини, ощущает силу ее характера, высоту дара, наблюдает прихотливое переплетение искусства, времени, биографии. Желание автора как можно более полно поведать о жизни художницы немного сместило в сторону некоторые аспекты ее творчества. О напряженном внимании Алины к формам и изменениям человеческого тела, к его отдельным частям, о связанных с этим работах, выставках, открытиях в сфере скульптурного материала сказано  только лишь изящным намеком нескольких сцен.

И это дает зрителям прекрасную возможность полюбопытствовать, почитать, посмотреть, изучить и положить в копилку своих знаний об искусстве еще одну маленькую жемчужину по имени Алина Шапочников.

Автор текста: Дарья Евдочук
Фотограф: Оливия Зембиньска
Организаторы: Польский культурный центр в Москве при поддержке Culture.pl, Театральный центр СТД РФ «На Страстном», Электротеатр Станиславский 

Шапочников2_фото Кшиштоф Белински Шапочников3_фото Кшиштоф Белински Шапочников4_фото Кшиштоф Белински Шапояников1_Фото Кшиштоф Белински

comments powered by HyperComments