Вы здесь
Главная > Кино > 2015: Русское кино в *опе

2015: Русское кино в *опе

Журналист «Около» оценивает расклад сил перед приближающимся Годом российского кино обзором вышедших картин в разных жанрах.

Популяризация русскоязычного кино – неблагодарное дело, даже когда за это платят. Зритель в России специфический, и угодить ему чрезвычайно трудно, как и киножурналистам, так и производителям. «Попкорновое» одноклеточное кино, переваренный по второму и третьему кругу сюжет боевика с условным стетхемом, третьесортные азиатские поделки и авторские изыскания с Запада на всевозможные темы разной вымученности обсуждаются везде, где только можно, а нормально поставленная дискуссия о нашем кино так за 20 лет и не была сформирована.

В связи с приближающимся «Годом российского кино» уместно начать разговор и даже попытаться поинтересоваться состоянием индустрии в стране, которая не пахнет нафталином и бюджетным пафосом. В качестве затравки представляем слепок состояния русского кино за прошедший 2015 год в различных его ипостасях с точки зрения вовлеченного зрителя.

Это и для «знающих», и для сторонних наблюдателей. Не в формате топа, а в формате номинаций и явлений, которые лучше всего опишут состояние в каком-либо сегменте. Большинство из нижепредставленных картин есть в онлайн-доступе, и что-то из этого списка вполне может скрасить ваш вечер.

Зрительское кино: Батальон, Без границ, Битва за Севастополь, Духлесс 2, Призрак, Про любовь

Верхушкой нашего киноайсберга всегда считались картины с большим бюджетом, через которые можно проецировать видение истории или какие-нибудь ценности, например, семейные. А также тиражировать уже изрядно поднадоевших персонажей.

Так вот, и за прошлый, и за этот год постепенная ротация происходит. Военный и патриотический прорыв «Сталинграда» и «Легенды №17» прошлого года поддержали только «Батальон» и «Битва за Севастополь». Первый с редкой темой Первой мировой и фантастической актерской игрой Марии Ароновой в лучшем мире вышел бы на актерские кинонаграды, но у нас пострадал от «сериальных монтажных ножниц». Которые также вдоволь оторвались на нашем ответе «Перл-Харбору» – «Битве за Севастополь», выставив полную телеверсию к празднику уже весной при прокате зимой. Будем надеяться, что к зрителям кинотеатров мэйджоры повернутся в будущем году нужным местом.

Помимо военного кино, начало получаться стильное, складное и приглаженное «гражданское»: романтические комедии «Без границ» и «Про любовь» Анны Меликян со всей «молодой кровью» последних двух лет, детский «Призрак», притворяющийся не-ремейком фильма с Биллом Косби (конечно, кто его у нас смотрел). Продолжение «Духлесса» с Данилой Козловским на коне тоже нельзя игнорировать. Где Безруков? Где Хабенский? Нет их, пресытились. Конечно, был провальный продукт, но коршунов на него и так найдется предостаточно.

Сериал: Измены, Метод, Озабоченные, Фарца

Опустимся чуть глубже. Если вы не смотрели ранее «Оттепель» на Первом канале, сообщаем: на российский «малый экран» чуть позже западного пришел киноразмах. И, соответственно, меньшая сценарная и постановочная халтура. Подвести черту года необходимо под негласным противостоянием Первого канала и ТНТ, постепенно пробующего новые форматы помимо «народных», показывая наше наше нетиражируемое кино (например, «Да и да» Германики).

Знаковые проекты ТНТ: «Измены» ВЕРНУВШЕГОСЯ ИЗ ГОЛЛИВУДА ПОСЛЕ ДВУХ ДОСТОЙНЫХ КАРТИН И НОМИНАЦИЙ НА ОСКАР СНИМАТЬ СЕРИАЛЫ У НАС режиссера Вадима Перельмана с жизненным сюжетом и бенефисом Елены Лядовой, а также вудиалленовского размаха «Озабоченные» Бориса Хлебникова, автора прекрасных «Коктебели» и «Долгой счастливой жизни».

Знаковые проекты «Первого»: нуарный и резкий «Метод» с пристроившимся Хабенским, подпитывающимся энергией Паулины Андреевой и Александра Петрова (который скоро будет везде), а также условный сиквел «Оттепели» – «Фарца», крепко сшитая история, рассказывающая о деятелях подпольной экономики в пост-«оттепельный» период. Один из первых проектов с Петровым за этот год, кстати.

В заочной битве по качеству представленного продукта побеждает ТНТ, но показать «обнаженку» в прайм-тайм выходного дня в одной из серий «Метода» – сильный ход со стороны ОРТ.

Авторское кино: Родина, Территория, Зеленая карета, Переводчик, Пациенты, Ангелы революции, Находка, ЧБ, 14+, Экспириенс

79958

Внутри киносегмента, который часто называют «артхаусом» и «кино не для всех», за прошлый год вышло очень много картин не только для «просвещенной» части аудитории, но и для зрителя попроще. Конечно, был «Левиафан», о котором не говорил только ленивый, но более человечную «Родину» Петра Буслова незаслуженно обделили вниманием. Эпический портрет людей нашего времени в райской части Индии, сделанный размашистыми мазками, видимо, оказался недостаточно радикальным для зрителя.

Сдвиг произошел и с жанровым кино: первый полнометражный «Переводчик» Алексея Нужного (ранее снимавшего в коротком метре Кевина Спейси) – прекрасная стилизация и встреча тарантиновского стиля и стиля 90-х, а «Зеленая карета» впервые за долгое время выводит «производственный» кинопортрет на нашу почву. Про холодную и суровую Россию расскажут «Территория» и «Находка». Первая – про освоение Севера тогда, а вторая – про Сибирь сейчас. Про Казымское восстание рассказывают «Ангелы революции», основанные на истории освоения новыми советскими гражданами земель хантов и ненцев.

Дебютные работы заслуживают внимания: есть повод выделить блестяще поставленных разговорных «Пациентов» Эллы Омельченко, а также первый фильм сценариста «Счастливы вместе» Евгения Шилякина «Ч/Б» со свежим подходом к набившей оскомину национальной теме. Второй фильм режиссера – «Пятница» с Данилой Козловским выйдет уже в следующем году.

Киноделы, добившиеся максимально качественного продукта при минимальных бюджетных затратах достойны отдельной строки. «14+» и «Экспириенс» изначально напоминали по исполнению и атмосфере худшие примеры сериальной продукции, но на деле оказались приятным кино с внятно рассказанной историей.  

Открытие: Училка, Пиковая дама

Двумя открытиями за 2015 год стало продолжение традиции социального кино и заработавший фильм ужасов из нашей страны. «Училка», сделанная продюсером «Вия» (на что намекают пасхалки в начале фильма), работает диалогово наотмашь (почти как «Класс коррекции») и пытается действовать изобретательно в меру возможностей оператора. Что, несомненно, задевает за живое пожилого зрителя и широкую аудиторию, но видевшего оригинал картины (2008 год, “Последний урок” с Изабель Аджани в главной роли) смутит наивностью повествования и отсутствием «реализма» в нужных местах.

На фоне имеющихся провальных «Юленьки», «Фобоса», «ССД» и «Путевого обходчика» складность и относительную кассовую успешность «Пиковой дамы» нужно воспринимать со сдержанным оптимизмом. Поупражнявшись на примере менее бюджетного и более клишированного «Владения 18», режиссер Святослав Подгаевский сделал кино под наши реалии с действующим саспенсом и цитатами из всех фильмов ужасов сразу. Что при засухе в русском хорроре – безусловная победа.

Документальное кино: Буквальная геометрия, Событие

img151207121703565Документальное кино постепенно выходит из рамок фестивальных показов и черепашьими темпами добирается до зрителя. Ведь есть «Артдокфест», фестиваль, который состоялся второй год без господдержки. И, по словам директора Виталия Манского, показы проходят с утра до ночи с большим зрительским интересом. Одной из премьер «Артдокфеста» как раз значилось «Событие» – фильм Сергея Лозницы, который удивительным образом рифмуется с его прошлогодним «Майданом», зарисовкой внутри бурлящего народного моря политических потрясений. Только локация теперь – Петербург ’91-го, а лозунги те же, что и в Киеве ’13-го.

Документальное кино постепенно выходит из рамок фестивальных показов и черепашьими темпами добирается до зрителя. Ведь есть «Артдокфест», фестиваль, который состоялся второй год без господдержки. И, по словам директора Виталия Манского, показы проходят с утра до ночи с большим зрительским интересом. Одной из премьер «Артдокфеста» как раз значилось «Событие» – фильм Сергея Лозницы, который удивительным образом рифмуется с его прошлогодним «Майданом», зарисовкой внутри бурлящего народного моря политических потрясений. Только локация теперь – Петербург ’91-го, а лозунги те же, что и в Киеве ’13-го.

Спрос есть и вне фестивалей: на одном из утренних показов «Буквальной геометрии» в Петербурге заполнился весь малый зал, помимо профессоров и учеников. Это вторая картина Екатерины Еременко, занимающейся нелегким делом: популяризацией технических наук в рамках русского и мирового документального кино. Первая «Чувственная математика» с помощью гуманитарных понятий и камеры Павла Костомарова описывала мироощущение не последних «технарей».  В «Геометрии» задается планка выше и показывается решение (пока что) нерешенной задачи в геометрии лучшими умами в берлинском Техническом университете. Зрителя не принимают за глупца, а постепенно вводят в курс дела и знакомят с участниками процесса с «человеческой» стороны.

Короткометражки: Угонщик, Спаситель

Казалось, что короткометражное кино ужалось до масштаба дипломных работ в киновузах. Но профильные конкурсы алкогольных компаний все чаще выигрывают наши режиссеры и упражняются на хорошем материале, а на различных интернет-площадках и иногда даже в кинотеатрах показывают подборки работ наших авторов.

Стильная и атмосферная короткометражка «Угонщик» с саундтреком от костромчан Ocean Jet передает привет «Драйву» с Гослингом, справляясь с рассказом истории за 25 минут без провисаний. Нашего Гослинга играет Александр Петров, уже упомянутый ранее.

А «Спасителя» Романа Артемьева уже доснимут в будущем году до полнометражного фильма. Трейлер в этой версии не внушает доверия, но история про нашего Терминатора, обернутая в 15 минут, выглядит намного интереснее для просмотра. Гран-при фестиваля короткометражного кино “КОРОЧЕ”, 2013 г.

Успех за границей: Убрать из друзей

Финальным абзацем в общей картине года необходимо упомянуть, что наш режиссер стал одним из главных ньюсмейкеров года. Леван Габриадзе (игравший скрипача в «Кин-дза-дза») при поддержке американских связей Тимура Бекмамбетова сделал главный летний хоррор, наряду с «It Follows» сорвавший банк по всему миру. Действие фильма ужасов, полностью происходящего на рабочем столе iMac, подчинено нетипичной для жанра идее и держит в напряжении намного сильнее прошлогодних «Открытых окон» за счет грамотной подстройки под реальность.

Вопреки тезису «русское кино мертво», представленный выше разбор вышедших фильмов разных жанров показывает, что все еще реально найти в кино что-то для себя и про себя, на родном языке, сделанное людьми, которые рядом с тобой в одной стране. Можно обнаружить, что есть что-то между глянцевых гламурных картин и криминальных историй: кино в России живет, хочет быть в топе и ждет вашего внимания и отдачи.

Огромное количество кинособытий было в этом году, и многие чрезвычайно порадовали. Поэтому обзор надо бы назвать «2015: Русское кино в топе». А вы как думаете?

Текст Фёдор Быков

comments powered by HyperComments