Вы здесь
Главная > Кино > «Мораторий Томако»: прокрастинация в квадрате

«Мораторий Томако»: прокрастинация в квадрате

«Мораторий Томако» – такое странное название носит очередной фильм режиссера Нобухиро Ямасита, показанный в рамках 49-ого фестиваля Японского кино. Кинолента, обманчиво преподнесенная зрителю в виде комедии, открывает глаза на внутренние проблемы японского общества на примере одной маленькой семьи.

551042121054f3fa14df1da40e0d139f266fdf10

Одной из важнейших проблем стран так называемой «большой двадцатки» является безработица среди активного населения в возрасте от 15 до 24 лет. Если верить статистике, в Японии в 2002 году доля безработных молодых женщин составляла 8,9%, а мужчин – 12,5%. На сегодняшний день ситуация не изменилась к лучшему. И если в странах Европы высокий уровень безработицы обусловлен отсутствием шансов устроиться на работу, то в Японии молодежь сознательно предпочитает сидеть дома(своеобразная мода на бездельничанье) – и «Мораторий» как раз об этом! На протяжении 78 минут режиссер раскрывает эту социальную проблему, одновременно переплетая ее с другими, не имеющими географических границ, – нежеланием взрослеть, боязнью покинуть отчий дом.

22-летняя Томако, окончив университет, вернулась домой к отцу. Она проводит дни за просмотром телевизора, постоянно ест и играет в видеоигры, пока отец работает в собственном спортивном магазинчике. И если поначалу еще можно надеяться на то, что «овощное» настроение девушки всего лишь завязка перед развитием сюжета, то вскоре становится ясно – это ее перманентное состояние. Впрочем, кинокартина с таким социальным подтекстом не могла быть снята иначе. Это фильм-констатация, фильм-статика. Сама структура «Моратория» как бы повторяет состояние главной героини, напоминающее точку, застрявшую в одной плоскости.

150710241f406f132b08709b557bc8fe20b91072

Единственное, что хоть как-то разгоняет нависшую неподвижность – это следование заявленному жанру, то есть комедии. Зал не сдерживается от смешков при виде кислых гримас в исполнении Ацуко Маеда (актрисы, сыгравшей главную роль) или недовольных высказываний Томако в адрес отца. Плюс ко всему, глаз зрителя неизменно радуют сцены поглощения пищи, которых в этом компактном фильме столько, что не сосчитать по пальцам. Камера Акико Асизавы как будто с  удовольствием фокусируется на обилии национальных блюд, пусть и приготовленных на бедной кухоньке отца Томако. Так что голодным за просмотр фильма лучше не садиться.

В целом, режиссеру Нобухиро Ямасито, помимо удачного идейного воплощения, удалось обмануть ожидания зрителя. Заставляя его находиться в постоянном предвкушении чего-то, Набухиро с ног на голову переворачивает классическое представление о том, каким должен быть герой кино. Как там гласят популярные учебники по сценарному мастерству? «Герой должен развиваться, герой должен меняться!». «Ничего подобного» – скажет вам Ямасито. И окажется прав.

Текст: Мария Комогорова

comments powered by HyperComments