Нежнее нежного Лицо твое, Белее белого Твоя рука, От мира целого Ты далека, И все твое – От неизбежного. Осип Мандельштам
В начале октября, в день, в дни, когда, словно по заказу, в Петербурге выпал первый снег, открылась выставка Катерины Кравцовой «Вариации белого».
Выставка организовывалась совместно с Музеем Театрального Искусства и была представлена в арт пространстве музея Ф.И. Шаляпина.
«Вариации белого» — это своего рода фантазия на тему «белого балета». Героинями выставки стали петербургские балерины – Ирина Перрен, Марина Абашова, Светлана Бедненко, Ирина Прокофьева.
Термин le ballet blanc («белый балет») принадлежит французскому поэту и критику Теофилю Готье, который сам написал ряд либретто к балетным постановкам. В частности, ему принадлежит сценарий балета «Жизель» (1841 г.), который стал вершиной в классическом танце эпохи романтизма.
Серия фотографий, представленная на выставке, призвана перенести нас в мир ирреальности, мечты. Это подчёркнуто цветовой палитрой, основанной на белом монохроме. Некоторые работы исполнены аналоговым способом в технике бромосеребряной печати, что придаёт линиям портретов особое изящество. Добиться передачи едва заметных переходов серах тонов, формирующих тот самый белый монохром, Катерине позволило использование приёма high key («высокий ключ»).
Особенность техники заключается в том, что темные участки изображения не выходят за пределы второй ступени светло-серого оттенка в рамках семиступенчатой шкалы плотностей. Это позволяет создавать фотопортреты в монохромной цветовой гамме, где на белом фоне образ обретает очертания и фактуру, благодаря тончайшим переливам оттенков серого. Работы выполненные в стиле high key, требуют от фотографа высокой технологичности и математического рассчета. Как и в классическом балете, в коллекции Катерины Кравцовой “Вариации белого” гармонично сочетались отточенная техника и художественная образность.
Идея создания выставки пришла к автору несколько лет назад, однако воплощать свою мечту Катерина начала полгода назад. Съемки проходили в нескольких студиях. Во время съемок фотохудожника и балерину вдохновляла музыка. Каждая из моделей, по-своему, близка автору. Здесь нет случайных персонажей. Катерина всегда работает очень персонально. Она признается, что не искала идеальных поз, но позволяла своим моделям танцевать, ловила стюминутный поворот, что и придало, в конечном итоге,
работам легкость, позам балерин непринужденность, создало необходимое ощущение парения над реальностью.
Несмотря на кажущуюся простоту замысла, если приглядеться к работам внимательнее, то в них можно обнаружить модернистские подтексты. Обстоятельства сложились так, что Катерине не удалось запечатлеть балерин в их сценических костюмах: белых пачках-шопенках, корсажах, расшитых камнями. Исключением стали всего несколько снимков. Большинство же героинь позировали фотографу в своей репетиционной одежде, костюмах взятых напрокат, что придало их облику эклектичность. Таким образом, стереотипный образ уступил место стилистическому многообразию, классические образы романтической эпохи были интерпретированы в духе свободолюбивого модерна, что вдохнуло в работы жизнь, наполнило их современным звучанием и удвоило смыслы.
Модерн по своей сути наиболее близок романтизму, именно в нем преломились традиционные романтические образы в более свободных, природных формах. Переосмысливая старые художественные формы модерн стремился к слиянию различных жанров в искусстве, при этом модернисты тяготели к рациональному стилистическому единству. Автор выставки последовал их примеру: технологически однородные работы представили разнообразие интерпретаций клишированного образа, дали представление о целом и привлекли внимание к деталям. Стилеобразующим средством в искусстве модерна традиционно считается орнамент. В фотоработах Катерины стилеобразующим аспектом стал аллегорический орнамент танца.
В искусстве нет ничего случайного. Строки Осипа Мандельштама, некогда вдохновившие Катерину на создание серии этих работ, стали лейтмотивом выставки «Вариации белого». Стихотворный эпиграф, в котором образ возлюбленной поэта облачен в акмеистические строфы, гармонично рифмуется с ее концепцией, где идеализированные романтические образы, воплощены белом монохроме. Далекие «от мира целого» модели Катерины Кравцовой парят на снимках и кажется только белые рамы удерживают их от того, чтобы вырваться в то самое «неизбежное», раствориться в многоцветии пестрого обыденного мира… Текст Ольга Чепурова