Вы здесь
Главная > Кино > Кровь порождает кровь

Кровь порождает кровь

На экраны выходит одна из самых громких премьер Каннского кинофестиваля 2015 года, номинант на «Золотую пальмовую ветвь» – трагедия «Макбет» с Майклом Фассбендером и Марийон Котийяр. Снимать классику – всегда риск, ведь каждая новая экранизация негласно соревнуется с предыдущими постановками и самим первоисточником. Однако режиссеру Джастину Курзелю удалось создать настоящий шедевр, придавший знаменитой шекспировской пьесе ее истинное величие.

Отважный генерал Макбет, предводитель войск короля Шотландии Дункана, встречает на своем пути трех ведьм, предрекающих ему коронацию. С помощью своей честолюбивой жены Макбет убивает Дункана и занимает его престол, постепенно превращаясь в жестокого тирана, одержимого властью.

Современный зритель, выросший в «эпоху драм», позабыл о существовании архаичного жанра трагедии. Принципиальных отличий трагедии от драмы несколько: неразрешимость конфликта, ведущая к неизбежной гибели героев, трагическая вина, сопровождающая ее участников, а также пафос и патетика, присущая всему действию. Время от времени на киноэкране появляются разовые произведения подобного жанра, например, «Агирре, гнев Божий» Вернера Херцога или «Рассекая волны» Ларса фон Триера.

set_macbeth_michael_fassbender_marion_cotillard

«Макбет» – возрождение и современная трактовка давно утерянной классической трагедии. Режиссер понимает, что зрителю будет довольно тяжело принять условность происходящего, учитывая архаичный язык и знакомый до боли сюжет. Чтобы сгладить эти шероховатости, Курзель использует практически все доступные кинематографу средства воздействия.

Фильм начинается и заканчивается величественной природой Шотландии: пустынные равнины, отвесные скалы, холодное море. В этом мире человек – одинок и ничтожен, он не распоряжается своей судьбой. Именно таков Макбет – заложник собственных иллюзий, он больше себе не хозяин. Идею разобщенности человека и его судьбы подчеркивает визуальная составляющая фильма, мастерски созданная оператором первого «Настоящего детектива» Адамом Аркпоу. Его длинные, красивые планы, неторопливый ритм и детальная проработка каждого кадра привносят в картину необходимый ей пафос. Музыка, написанная композитором и братом режиссера Джедом Курзелем, постепенно погружает зрителя в жестокий мир, из которого нет и не может быть выхода. Все это обрамляется масштабностью постановки и лаконичностью сценария, в котором нет ни одной лишней сцены.

makbet04062015-1

Как ни парадоксально, достоинства фильма являются лишь огранкой для его настоящего бриллианта – безупречной актерской игры Фассбендера и Котийяр. Актеру удается создать по-настоящему живой и трагический характер. Его Макбет заранее знает, какой выбор сделает и чем он для него обернется, однако не может поступить иначе. Убивая Дункана, он убивает в себе человека, но та часть, что все еще жива, заставляет его мучиться и страдать. Он и безумец, и гений, и король, и нищий. Фассбендер демонстрирует мельчайшие оттенки состояний своего героя, которые, объединяясь, раскрывают перед зрителем весь его путь от благородного лорда до жестокого тирана.

Марийон Котийяр играет его жену леди Макбет, вначале честолюбивую и страстную женщину, в конце – истерзанную страданиями мученицу. На ее глазах и при ее содействии муж стал сначала королем, затем тираном, и, наконец, безумцем. Леди Макбет имеет смелость посмотреть в лицо последствиям своих поступков, и они надламывают ее. В своем монологе в разрушенной церкви Котийяр показывает, как ее героиня умирает внутри, после чего умирает и физически.

Вместе герои достигают закономерного трагического финала, который становится финальным и самым мощным аккордом в этой роскошной трагедии, имеющей все шансы превратиться в современную классику.

Текст Елена Вахрушева

comments powered by HyperComments