Вы здесь
Главная > Театр > Город, которого нет

Город, которого нет

Премьера спектакля «Концлагеристы» состоялась в Екатеринбурге 9 декабря 2013 года на сцене частного театра «Коляда-Театр». «Концлагеристы» – это спектакль-антиутопия. Режиссер спектакля – Александр Вахов, ученик Никалая Коляды и актер его театра. Он был показан 28 ноября в рамках гастролей театра на Новой сцене Александринского театра.

Каждый раз, когда мне удается попасть на спектакли, поставленные режиссерами «Коляда-театра», я вспоминаю уральский город Свердловск в 70-80-х годах двадцатого века. Свердловск — это город-самородок. У него была особая культура, притягательная  аура закрытости, гениальности и театральности. Природная грубость, неприятная угловатость снаружи и уникальная драгоценность внутри.

концлагеристы

У современного Екатеринбурга совершенно другой характер. Того Свердловска уже никогда не будет. И только на театральных сценах можно поймать отголоски ушедшего времени.

«Смерти нет, есть только ветер» — звучит песня в стиле инди-рока, и темноту сцены разрезает дымящийся белый свет. Так на Новой сцене Александринского театра начинается спектакль «Концлагеристы» по пьесе Валерия Шергина.

В спектакле много режиссерских находок. Особенно запоминается танец карателя в исполнении Максима Тарасова. Танец, одновременно смешной и трогательный, похожий на движения тела огромной рассерженной пчелы. Она обязательно ужалит того, кто покушается на ее улей. Даже если жертва ей очень нравится. Она ужалить и умрёт.  Пчела ни на минуту не прекращает своих движений, не задумывается об альтернативе своим действиям. Так было, есть и будет.

konzlageristy4

Интересен танец сталкера, показанный заслуженным артистом РФ Олегом Ягодиным. Сталкер как факир, привлекает, завораживает и увлекает за собой. Как гипнотизер подавляет волю, навязывает свой ритм. Почему его факелы погасли? Стоит ли идти за ним?

Альтернативная коммуникация «глухонемого Ачкарунда» — диалог со зрителями, проведенный артистами Евгением Чистяковым и Антоном Макушиным. Они показывают зрителям таблички с предложениями из двух или трех слов. Происходящее на сцене кажется смешным, иногда – просто глупым. Всё как в жизни. Всё — правда.

Смелые диалоги, лаконичная сценография, пластика и пантомима, насыщенность танцевальными номерами с элементами брейк-данса и тверкинга, музыка инди-рока делают спектакль очень привлекательным для зрителя, несмотря на ряд словесных непристойностей, которые хочется вырезать из пьесы, чтобы довести ее до совершенства. Природному минералу нужна полировка и огранка ювелира, тогда он превратится  в драгоценный камень.

Игра актеров захватывает внимание. Ритмичная музыка, зажигательные танцы, философские диалоги сменяют друг друга.

Действие спектакля-антиутопии переносит зрителей в фантастическую страну Чумуртию, поселение Чутожмон, где проживает орденоносец Федот со своим странным «семейством».

концлагеристы2

У Федота очень сложная внутренняя жизнь. Чтобы выжить в этом мире, ему приходится быть скромным и верным исполнителем «доброй воли» главного надзирателя. «Нравится ли тебе диктатура?»- спрашивает его Голос Администрации – «Нравится, если диктатор добрый», — отвечает он.

В душе Федота  живет мечта о побеге и освобождении.  Неожиданно появляется сталкер», гонец из свободного мира. Он рассказывает всем о «свободных городах» и убеждает их  покинуть поселение. Побег не удается. Бежавших настигает каратель» и тяжело ранит сталкера.

конц

Множество вопросов появляется у Федота: «Что есть деньги – грязь или спасение? Свобода выбора — торговать золотыми пылесосами или пить? Можно ли быть свободным в несвободном мире? А что, если свобода ведет к смерти?»

Кому-то все же удается добраться до свободного города, но если там долго пробыть – опять будет тюрьма. Свобода оказывается лишь временной передышкой перед началом нового пути.

Текст: Мария Гузарева

 

 

Добавить комментарий