Хирокадзу Корээда снял в хорошем смысле типично азиатский фильм. «Дневник Умимати» насквозь пронизан атмосферой умиротворения и спокойствия, где человек является продолжением природы и наоборот. На экране царствует нерушимая гармония, какую не встретишь ни в одном западном фильме. Буйство красок за окном, ведущем в сад, сочетается со спокойными тонами внутри дома, который девушки шутя называют женским общежитием, и рождает некий идеальный баланс. Несмотря на то что кинокартина не событийна - герои на протяжение двух часов просто общаются, едят и гуляют - от нее невозможно оторвать взгляд, настолько цепляет этот шарм естественности и чистоты, которым наполнен каждый кадр. И пускай азиатская манера актерской игры местами может показаться наивной, человеческие образы, даже эпизодические, получились на удивление живыми, если не сказать архетипическими. Ну как не узнать в старшей сестре по имени Сати одну из своих незамужних подруг, которая так печется о жизни своих близких, что не может позволить себе броситься в омут с головой и по-настоящему, наконец, влюбиться? Или средняя сестра Йосино, которая ,напротив, слишком часто меняет мужчин и злоупотребляет алкоголем, вместо того чтобы внести в свою жизнь каплю серьезности.
Тем не менее, эти четыре противоположности смогли не только ужиться под одной крышей, а стать настоящей семьей, каждый член которой, во-первых, уважаем, а во-вторых, любим. Они совместно молятся, готовят пищу, собирают сливы, варят домашнее вино, и в каждом их действии отражается одна из базовых ценностей не только японской, но и восточной культуры в целом: семья - это святое. И совершенно неважно кто кем кому приходится, когда человеческие отношения строятся на уважении и взаимопонимании. Западному зрителю, воспитанному в семье, внутри которой нет строгой иерархии, атмосфера терпимости и полное отсутствие агрессии может показаться непривычным, но это именно то, чему стоит поучится у японцев. И, отчасти, непривычно еще и то, что фильм напрочь лишен насилия и пошлости, что делает его редким, к сожалению, представителем чистого, почти что девственного искусства.
Текст Мария Комогорова