Вы здесь
Главная > Без рубрики > Русский размер кукольного театра

Русский размер кукольного театра

Дирекция театра въезжает в фойе, размахивая деревянными ложками, на лихой тройке, запряженной людьми с красными конскими головами. Нет, это не начало анекдота. Торжественное открытие второго БТК-феста Russian Case состоялось 19 ноября в Большом Театре Кукол! В этом году театр актуальных кукол собрал в Петербурге самые интересные проекты со всей России.

«Проходите, гости дорогие! Отведайте нашего хлеба да соли!» — девушки в праздничных кокошниках и национальных платьях героически мерзнут у входа в театр, освещая сумрачный ноябрьский вечер своими лучезарными улыбками. По случаю открытия фестиваля театр начинается даже не с вешалки, он приветствует своих гостей у самого порога!

А за порогом – веселый пасечник предлагает вам медку и солененького, и скоморох-потешник с балалайкой наигрывает что-то веселенькое. И в фойе уже накрыты столы сушками да баранками, и горячие самовары полны чая, и загадочно поблескивает особенный самовар — с водкой, которую разливал медведь – герой русских сказок. Кузнец-богатырь с пышной белой бородой прохаживается среди гостей, сгибает из гвоздей сердечки, вешает на пеньковую веревку и одаривает оригинальными сувенирами всех желающих.

БТК-фест, пожалуй, можно назвать попыткой Большого Театра Кукол выйти за пределы собственного я и осознать себя частью глобальной традиции, которая развивается по всему миру самым самобытным и оригинальным образом. Первый фестиваль 2014 года был международным. Организаторам удалось привезти 13 спектаклей из 10 стран, были сыграны 5 концертов, состоялись 2 премьеры, 3 мастер-класса, карнавальное шествие, паркур-шоу и многое другое – и всё это при полных аншлагах в зале. Этот успех заставил задуматься о том, как мало мы знаем не только об иностранных театрах, но и о театрах по всей России. Так возникло решение провести второй фестиваль в формате «Russian case».

География фестиваля обширна: если проложить маршрут от Архангельска до Хабаровска с промежуточными точками в Петербурге, Москве, Пензе, Екатеринбурге, Челябинске, получится 11 тысяч километров. Почти непреодолимое расстояние для человека, работающего в своем театре и зачастую не знающего, что происходит в других театрах его собственного города. Это непосильное, казалось бы, расстояние можно покрыть всего за 6 дней, посетив БТК-фест. Важная особенность второго БТК-феста, как профессионального события — это присутствие на фестивале 30-ти продюсеров из 15 стран мира. Они приехали, чтобы понять, что такое современный русский театр кукол, пообщаться с коллегами, подумать, насколько возможно наше сотрудничество.

В программе фестиваля не только спектакли. Сразу несколько событий посвящены современной анимации как близкому кукольному театру искусству.

«Каша из топора» — так назывался перфоманс торжественной церемонии открытия в фойе театра, ставший отправной точкой фестиваля. Ряженые «русские мужики» ворвались в зал, размахивая топорами, обернутыми блестящей фольгой. За ними вслед выскользнула стайка прекрасных девушек-березок, чьи веточки были символически порублены для большого костра. Костер – артист в ярко-красном костюме и парике, выскочил в центр круга, образованного гостями фестиваля. На его спину артисты взгромоздили огромный котел, в который бросили те самые топоры, и принялись их «варить».

Раздались крики: «Едут! Едут!». И в зал вынеслись сани, запряженные четырьмя актерами в лошадиных масках. Они кружились волчком, а на санях, размахивая огромными деревянными ложками, сидели главный режиссер БТК Руслан Кудашов, директор Александр Калинин и арт-директор фестиваля Анна Иванова-Брашинская. Они задорно объявили об открытии фестиваля, и в воздух взлетели тысячи золотых блесток, которые, оказалось, были спрятаны в том самом котле, где варились топоры.

Большого уважения заслуживают люди, лишенные пафоса и готовые разделить иронию над собой с окружающими. Это лишний раз подтверждает, что они занимаются важным делом, а не просто осваиванием бюджета или поиском славы лично для себя.

Когда эта неофициальная официальная часть завершилась, гостей ожидал спектакль русского инженерного театра АХЕ “Между двумя” — один из спектаклей цикла, посвященного тибетской книге мертвых. Желающих попасть в зал было как минимум вдвое больше, чем зрительских мест.

После спектакля на столах появились новые кушанья и всевозможные напитки, а на сцену в фойе вышли девушки из этно-панк группы Ива-Нова, сочетающей в своем творчестве славянские мотивы и панковский драйв. Ведь фестиваль — это не только работа, но, в первую очередь, праздник!

 

 

Текст: Александр Шек

Фото: Александр Шек

Добавить комментарий