Вы здесь
Главная > Кино > Фильм «Сохрани мою речь навсегда»: Неистовый талант тезки тирана

Фильм «Сохрани мою речь навсегда»: Неистовый талант тезки тирана

Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес», Рома Либеров, Осип Мандельштам, фильм «Сохрани мою речь навсегда».

Маленькое чудо: глубокой осенью в Москве на Красной площади расцвел «Черешневый лес». Фестиваль признанный и знаменитый обычно радует любителей разнообразных жанров высокого искусства весной, в привычное время цветения. В этом году последовало и осеннее продолжение праздника, тем более, что поводов для такого нерядового события совсем немало.

Например, при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям подготовлена целая серия мероприятий к стодвадцатипятилетию поэта Осипа Мандельштама.

Первым из них стал показ в рамках фестиваля фильма Ромы Либерова «Сохрани мою речь навсегда».

1

Режиссер, явно волнуясь, представил зрителям свое необычное произведение, затрудняясь в определении его жанра. Автору не хочется называть фильм документальным, ведь кроме биографических и исторических фактов в нем, действительно, нет ничего неигрового, и сам постановщик видит в картине  своеобразное «сочинение для кинотеатра со зрителем».

Полуторачасовой фильм о драматичной судьбе талантливейшего из русских поэтов и впрямь похож на яркое и забавное сочинение школьника старших классов, ничего пока не знающего о штампах и стандартах. Просто биография, богато и изобретательно иллюстрированная стихами, картинами, старыми видовыми открытками, мультипликацией, музыкой. Неспешное, но динамично структурированное повествование в двадцати с лишним главах о творце, чей стремительный и непокорный дух оказался выше самых страшных трагедий и обстоятельств. Попытка осмыслить, как сила божественного дара способна вознести человека маленького и беспомощного над бездной тьмы, непонимания, полнейшей духовной и физической изоляции.

2

Времена меняются. Мог ли представить себе этот, изуверски гонимый властью, тщедушный человечек, как на грех носящий имя своего будущего мучителя, что когда-то его талант будет оценен по достоинству, стихи разобраны на песни и цитаты, а фильм о нем покажут на центральной площади города, в котором ему запрещено было жить?

Прихотливая судьба поэта кропотливо прослежена авторами от счастливого рождения до трагического ухода. Господь, наградивший его высоким призванием парадоксально ощущать действительность, сделал все, чтобы стихотворец смог вдохновенно развить этот диковинный дар. За свою короткую жизнь Мандельштам повидал множество прекрасных городов и стран, чья красота и культура впечатлили и обогатили его поэтическую душу, имел в друзьях лучших представителей томительных декадентских лет русского искусства. Бог дал и самое важное для творца — любовь, одну на всю жизнь.

В самые сложные минуты, когда под грудой отягчающих событий пропало возвышенное восприятие жизни, переворотом в душе случилась поездка в сказочную Армению — страну с кислинкой граната и туманной раздвоенной вершиной библейской горы. Армения вернула поэту слово. С тех пор он стал «настоящим трубачом», до сумасшествия неспособным соврать ни единым словом своего неистового творчества.

Роман Либеров — человек молодой, видящий мир во всех актуальных подробностях и технологиях, не устает напоминать нам на каких, для иных недоступных вершинах покоится богатейший культурный резерв нации. Герои его фильмов — лучшие литераторы «серебряного века» русского искусства и, внезапно свободного, короткого взлета «хрущевской» оттепели. К участию в своих картинах он обычно привлекает артистов не просто известных, а всенародно признанных, любимых и высочайше талантливых.

Актерам предлагается не только озвучить персонажей, но прочувствовать, прожить их жизнь, сыграть удивительную невидимую роль. В титрах так и написано — «в ролях», хотя ни одного знакомого лица на экране нет.

Зато как невероятно достоверно ложится на образ поэта голос замечательного актера Виктора Сухорукова, который, наконец-то, получил возможность представить в кино некую иную сущность, а не тот клишированный образ, что так любят предлагать ему постановщики. Внимательное угадывание в персонажах фильма голосов Инны Чуриковой, Мириам Сехан, Чулпан Хаматовой, Евгения Стеблова, Александра Феоктистов — занятие для чуткого зрителя по-настоящему радостное.

3

Главный герой и его знаменитое окружение присутствуют на экране в различных ипостасях. Стертые, старые фотографии, анимация, графика. Однако самый выразительные образы воплотились в деревянных куклах — марионетках, чье ведомое и зависимое от хозяина существование говорит само за себя. Однажды сорвавшись с нити, кукла становится сломанной игрушкой, обреченной на безжалостное уничтожение.

В положении миллионов подобных игрушек долгие годы жили люди огромной страны. Несчастный Мандельштам стал марионеткой, над которой страшный вивисектор с «тараканьими усищами» провел свои самые чудовищные опыты, используя нервическую, чуткую натуру поэта для отвратительно — параноидальной игры с ним с ним в живые кошки — мышки.

В непростую эпоху довелось жить и творить великому поэту. Время, поистине страшное для людей и плодотворное для многих видов искусства умело и стильно отражено в неизменно сопутствующей ему живописи русского авангарда, в извилистых строках стихов самого Мандельштама и его коллег по стихотворному цеху, в упоминаниях о громоподобных событиях начала прошлого века. Очень органичными тому времени пришлись и современные течения в искусстве — вкрапления компьютерной графики и исключительно точная в чуть агрессивной, но мелодичной хип-хоп подаче песня Noize MC “Сохрани мою речь навсегда», ставшая основным саундтреком картины.

Смотреть такие фильмы надо обязать всех, для того, чтобы не потерять память, не расплескать душу,  перестать проклинать время, в котором живешь. А еще их надо показывать увядшим от скучного бытия и бездумно готовым верить во все, что ни попадя жителям «старушки Европы», потому что наше основное оружие сложено вовсе не в подземных хранилищах, а таится в невыразимо таинственной глубине неисчерпаемой русской культуры.

Текст: Дарья Евдочук

Фото: Александр Шек

comments powered by HyperComments