Фестиваль норвежского кино в Петербурге

Совсем недавно в Петербурге витало нордическое настроение – в кинотеатре «Аврора» проходил фестиваль норвежского кино. В короткой программе смогли уместиться диаметрально противоположные по жанру и атмосфере фильмы.

illusi

Первая картина – «Исчезающий иллюзионист» (Dirk Ohm - Illusjonisten Som Forsvan, реж. Бобби Пирс), пожалуй, самая выделяющаяся из всей программы, потому что из нордического в ней только пейзажи, сама же история и манера повествования никак не ассоциируются с суровым северным менталитетом. Это по-настоящему поэтическое кино, где действие переходит за грань реального, где краски, цвета и музыка играют вторую по важности роль после главного героя, а сам герой по профессии иллюзионист – что может быть поэтичнее?

Весь фильм пропитан меланхолией и неутоленной жаждой любви. Детективный сюжет отходит на второй план, нам уже не так важно, чем закончатся поиски пропавшей девушки – гораздо интереснее наблюдать за развитием отношений Дирка Ома и то ли призрака, то ли галлюцинации в виде той самой девушки.

Иллюзионист по имени Дирк Ом существовал на самом деле, но в 2003-м году загадочно пропал в неком норвежском городке. Фильм Бобби Пирса – это фикция, фантазия на тему «что подтолкнуло его к этому шагу». Никто не знает, почему Дирк Ом был так несчастен, действительно ли он мог видеть прошлое, и было ли ему предсказано нечто «трагическое» в той, так и не переведенной с норвежского языка, записке. Но осознание того, что сам факт исчезновения реален, не дает оставаться равнодушным к этому человеку, такому бескрайне, беспросветно одинокому; и в этом большая заслуга Аугуста Диля, который отлично справился со своей ролью.

rubashkiСовершенно иной по настроению фильм – «Женщины в мужских рубашках» (Kvinner I For Store Herreskjorter, реж. Ингвилд Све Фликке) – очень популярен на родине. Нам он тоже пришелся по душе. С таким оригинальным названием, неудивительно, что и героини фильма – персонажи весьма эксцентричные, каждая со своими творческими тараканами в голове. Да-да, именно героини, потому как фильм абсолютно феминистский, мужчины в нем - персонажи слабохарактерные и трусливые, подлые и незначительные. Но идея все же не в том, чтобы унизить мужчин, а только выразить уважение к женщинам, которые могут быть невероятно выносливы, смелы, отчаяны и мудры. Три главные героини – женщины из разных поколений: юная Сигрид, начинающая писательница, закрутившая роман с известным писателем; женщина «бальзаковского возраста» Трине, одержимая идеей создания необычного перформанса, будь то собственные роды, мастурбация или сцеживание грудного молока в унитаз; и пожилая Агнес, написавшая в юности единственную книгу, а ныне горько раскаивающаяся в том, что из-за выбранной карьеры писателя (несостоявшейся, к тому же) сорок лет назад отдала ребенка в детдом.

Этот фильм не подпадает ни под определение типичной романтической комедии, но под определение драмы, видимо, сказывается нордическое видение мира – суровое, но оптимистичное. Линейное повествование в нем перемежается с забавными вставками в стиле «в мире животных», где медузы, не наделенные особым интеллектом, мирно плавают в воде, птенцы учатся летать, а бабочки вылупляются из коконов и расправляют крылья. Женщины же в это время набираются опыта, ищут свое место в жизни, стараются не влезать в мужские рубашки, а оставаться самими собой, «из юбки и крови».

haroldПодтверждением тому, что с юмором у норвежцев все в порядке, является еще одна картина – «Харольд здесь» (Her Er Harold, реж. Гуннар Викене), эдакая смесь бадди-муви и криминальной комедии. Старый Харольд решает похитить основателя Икеи в отместку за то, что эта гигантская сеть разорила его небольшой мебельный магазин, из-за чего он больше не смог ухаживать за женой, больной Альцгеймером, и та в итоге умерла. В ходе осуществления своего коварного плана Харольд знакомится с 16-летней Эббой, у которой проблемы с матерью. В итоге Эбба помогает Харольду, Харольд – Эббе, а Ингвар Кампрад, тот самый основатель Икеи, тоже в какой-то мере помогает Харольду осознать нечто важное. Самое забавное, что финал истории совпадает с Рождеством, и весь путь мести Харольда – это отрицание главных рождественских заповедей: доброта и забота об окружающих, прощение и отпущение грехов; и только в конце он приходит к смирению. Такой вот тонкий норвежский подход к жанру рождественской комедии.

Программа показов была составлена отлично: норвежские фильмы в наших кинотеатрах увидишь не часто. Пожалуй, единственный недостаток фестиваля – это то, что программа для Петербурга была не такой насыщенной, как московская, где фестиваль проводится уже в шестой раз и длится целую неделю. Поэтому остается надеяться, что в следующем году петербуржцам повезет чуть больше.

Текст Дина Шадиева

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения