Вы здесь
Главная > Театр > Театр на месяц // Открытие театра-эксперимента «Pop-up театр»

Театр на месяц // Открытие театра-эксперимента «Pop-up театр»

Внезапно в Петербурге появился Pop-up театр и обосновался в культурно-досуговом пространстве Beatnik. «ОКОЛО» выяснил, что это за явление и откуда оно пришло. 

bsd7l-HqTZQ

Всплывающее окно

27 августа в пространстве Beatnik возникло временное пристанище независимых театральных коллективов Москвы и Санкт-Петербурга — Pop-up театр. Инициаторами и идеологами проекта выступили режиссеры Семен Александровский и Дмитрий Волкострелов, а также продюсер Виталий Ерошеня. О своем детище организаторы рассказали на пресс-конференции, посвященной открытию театра-эксперимента.

v-NAeDf0J4E
За месяц с небольшим арт-проект представит петербургскому зрителю двадцать уникальных постановок, среди которых значатся и премьеры. Впервые будут показаны публике работы Семена Александровского «Топливо» и «Три текста в трех залах», спектакль Театра Post «Мы уже здесь». За освоение пространства Beatnik возьмутся Театр Практика, Театр тру. С гастролями заглянет московский Театр.doc — площадку планируется отдать гостям на целую неделю. Кроме того, программа проекта будет включать лекции, перфомансы, кинопоказы. Как обещают организаторы, состоится дискуссия о форме существования негосударственных театров в условиях сегодняшнего дня.

T7edKflxfuE
Появление Pop-up театра продиктовано необходимостью приверженцев эксперимента иметь собственную независимую площадку. Такая площадка позволит выпускать спектакли без многоэтапных согласований с художественным и административным руководством, как это принято в государственных учреждениях культуры. Во главу угла, таким образом, ставится свобода творчества и самовыражения. Принимать или не принимать такой подход в искусстве — каждый зритель решает сам. Но тем, кто открыт к восприятию неожиданного и актуального, участники проекта искренне рады.

0c9dgO9Lq1k
Завершит свою деятельность театр 4 октября, однако бесследно не исчезнет. Словно всплывающее окно на экране дисплея, он будет появляться вновь на свободных творческих пространствах Петербурга. Хотя уже сейчас стоит предположить, что география проекта будет шириться и разрастется за пределы культурной столицы.

Блуждающий звук

Вслед за пресс-конференцией состоялось открытие театра. Первым стал перфоманс Веры Мартыновой и Алексея Коханова «Интериоризация». Углубляясь в терминологию, можно заключить, что действие так или иначе завязано на процессе преобразования окружающей реальности в образы сознания. Зритель наблюдает за изучением актерами пространства и его акустики. Через это изучение каждый перформер находит собственное звучание, свой уникальный изначальный голос.

EWm1NvbR4-4
Из тишины рождается звук. Сначала это невнятное бормотание, неожиданно взрывающееся глухими и звонкими согласными, затем – сонорными, а после переходящее в своеобразные вокальные упражнения. В них угадываются то народные, то церковно-песенные мотивы. При этом участники перфоманса перемещаются по трем залам среди зрителей, выстраиваясь в геометрически выверенные рисунки. Задействованным оказывается все пространство. Вскоре напевы преобразуются в речитатив. Из разных концов зала теперь слышатся реплики, повторяемые вновь и вновь с разной интенсивностью и громкостью. В одной из них, например, узнается текст песни Трипинадва «Настройщик космоса». Затем тишина. Звук появляется опять и принимается блуждать по площадке. В этом послесловии слышится уже нечто природное, животное. Итогом многоголосия становится предсмертный хрип. Это композиционно структурированное вокальное исследование пространства может быть прочитано еще и как история жизни звука – и жизни вообще.

d2PRIilPyu8
Действие перфоманса целиком построено на импровизации. На его подготовку в пространстве Beatnik’а создателям потребовалось всего три дня. Вера Мартынова традиционно для себя провозгласила принципиальный отказ от готового сценария. От декораций она отказывается тоже, создавая драматургию на абсолютно чистом листе. Максимально используются не только ресурсы самого пространства, но и ресурсы зрительские — попадая в такой зал, каждый становится если не участником, то совершенно точно элементом действа.

Ygu9eYb3_Sc
«Интериоризация», думается, неспроста была выбрана предисловием к проекту. Она задает тон всем последующим постановкам, которые предстоит увидеть зрителям за этот месяц. Экспериментальность, не ищущая понимания всех и каждого, но призванная открывать новые формы художественного взаимодействия с реальностью. Вот, пожалуй, самоцель Pop-up театра.
Текст: Елена Чернакова

Фото: Геннадий Демченко

comments powered by HyperComments