Вы здесь
Главная > другие новости > День рождение Сергея Довлатова

День рождение Сергея Довлатова

3 сентября 1941 года родился самый удивительный, остроумный и благородный мастер слова XX века — Сергей Донатович Довлатов !

i_006

Во время войны 1941-1945 г. родители были отправлены из Ленинграда в Уфу, где родился будущий писатель и журналист. С 1944 года семья стала проживать в Ленинграде — здесь начал закаляться и зарождаться характер Сергея Донатовича. Его судьба, наполненная событиями различного рода — приятными и не очень, нашла своё отражение в рассказах и заметках. Всё это сейчас читается с большим удовольствием. А во время жизни в СССР его практически нигде не печатали. Из-за преследования советских властей в 1978 году Сергей Донатович эмигрировал в США. Здесь началась его активная писательская и журналистская деятельность, работа над журналом «Новый американец», рассказы, напечатанные в таких авторитетных изданиях, как «Partisan Review» и «The New Yorker», выпуск книг.

979441837

Его рассказы — это он сам, это мы сами. Мы грустны, радостны, переменчивы, лиричны, грубы, хотим умереть за идею, но только в другой раз — мы ищем ад и рай, плохих и хороших, белое и чёрное. Только всё это внутри нас и всё в жизни на контрасте. Меткие наблюдения жизни писатель переносил в буквы, слова и предложения, из которых рождались неподражаемые высказывания. За это все и любят Сергея Довлатова — за глубину мысли, которая проста и легка.

Мы собрали лишь малую часть того, что теперь разобрано на цитаты, чтобы ещё раз соприкоснуться с прозой Сергея Донатовича Довлатова.

Dovlatov_Vail_Metter2

«В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса…» («Заповедник»)

«Собственно говоря, я даже не знаю, что такое любовь. Критерии отсутствуют полностью. Несчастная любовь — это я еще понимаю. А если все нормально? По-моему, это настораживает. Есть в ощущении нормы какой-то подвох. И все-таки еще страшнее — хаос…»(«Заповедник»)

«И вообще, чем провинились тараканы? Может, таракан вас когда-нибудь укусил? Или оскорбил ваше национальное достоинство? Ведь нет же… Таракан безобиден и по-своему элегантен. В нем есть стремительная пластика маленького гоночного автомобиля. Таракан не в пример комару — молчалив. Кто слышал, чтобы таракан повысил голос? Таракан знает свое место и редко покидает кухню. Таракан не пахнет. Наоборот, борцы с тараканами оскверняют жилище гнусным запахом химикатов. Мне кажется, всего этого достаточно, чтобы примириться с тараканами. Полюбить — это слишком. Но примириться, я думаю, можно. Я, например, мирюсь. И надеюсь, что это — взаимно… » («Ремесло»)

x_be995adb

«Высоцкий рассказывал:
«Не спалось мне как-то перед запоем. Вышел на улицу. Стою у фонаря. Направляется ко мне паренек. Смотрит как на икону:
«Дайте, пожалуйста автограф». А я злой, как черт. Иди ты, говорю…
Недавно был в Монреале. Жил в отеле «Хилтон». И опять-таки мне не спалось. Выхожу на балкон покурить. Вижу, стоит поодаль мой любимый киноактер Чарльз Бронсон. Я к нему. Говорю по-французски: «Вы мой любимый артист…» И так далее… А тот мне в ответ: «Гет лост…» И я сразу вспомнил того парнишку…»
Заканчивая эту историю, Высоцкий говорил:
— Все-таки Бог есть! («Записные Книжки»)

«Короче, жизнь обрела равновесие. Стала казаться более осмысленной и логичной. Ведь кошмар и безнадежность — еще не самое плохое. Самое ужасное — хаос…» («Заповедник»)

«Вообще я уверен, что нищета и богатство — качества прирожденные. Такие же, например, как цвет волос или, допустим, музыкальный слух. Один рождается нищим, другой — богатым. И деньги тут фактически ни при чем. Можно быть нищим с деньгами. И — соответственно — принцем без единой копейки.
Я встречал богачей среди зеков на особом режиме. Там же мне попадались бедняки среди высших чинов лагерной администрации…Бедняки при любых обстоятельствах терпят убытки. Бедняков постоянно штрафуют даже за то, что их собака оправилась в неположенном месте. Если бедняк случайно роняет мелочь, то деньги обязательно проваливаются в люк.
А у богатых все наоборот. Они находят деньги в старых пиджаках. Выигрывают по лотерее. Получают в наследство дачи от малознакомых родственников. Их собаки удостаиваются на выставках денежных премий… » («Иностранка»)

rubric_issue_276556

«Я давно уже не разделяю людей на положительных и отрицательных. А литературных героев — тем более. Кроме того, я не уверен, что в жизни за преступлением неизбежно следует раскаяние, а за подвигом — блаженство. Мы есть то, чем себя ощущаем. Наши свойства, достоинства и пороки извлечены на свет божий чутким прикосновением жизни…
«Натура — ты моя богиня!» И так далее… Ладно… » («Компромисс»)

«Оказались мы в районе новостроек. Стекло, бетон, однообразные дома. Я говорю Найману:
— Уверен, что Пушкин не согласился бы жить в этом мерзком районе.
Найман отвечает:
— Пушкин не согласился бы жить… в этом году!» ( «Соло на ундервуде»)

«У Игоря Ефимова была вечеринка. Собралось 15 человек гостей. Неожиданно в комнату зашла дочь Ефимовых — семилетняя Лена. Рейн сказал:
— Вот кого мне жаль, так это Леночку. Ей когда-то нужно будет ухаживать за пятнадцатью могилами.» («Записные книжки»)

750

«Джаз — это стилистика жизни… Джазовый музыкант не исполнитель. Он — творец, созидающий на глазах у зрителей свое искусство — хрупкое, мгновенное, неуловимое, как тень падающих снежинок… Джаз — это восхитительный хаос, основу которого составляют доведенные до предела интуиция, вкус и чувство ансамбля… Джаз — это мы сами в лучшие наши часы. То есть, когда в нас соседствует душевный подъем, бесстрашие и откровенность…» («Довлатов и окрестности»)

«Родина — это мы сами. Наши первые игрушки. Перешитые курточки старших братьев. Бутерброды, завернутые в газету. Девочки в строгих коричневых юбках. Мелочь из отцовского кармана. Экзамены, шпаргалки… Нелепые, ужасающие стихи… Мысли о самоубийстве… Стакан «Агдама» в подворотне… Армейская махорка… Дочка, варежки, рейтузы, подвернувшийся задник крошечного ботинка… Косо перечеркнутые строки… Рукописи, милиция, ОВИР… Все, что с нами было, — родина. И все, что было, — останется навсегда…» («Ремесло»)

«Однокомнатная коммуналка — ведь и такое бывает.» («Соло на ундервуде»)

8183360-R3L8T8D-650-2

comments powered by HyperComments