Вы здесь
Главная > Кино > «Степные игры» в стенах Лендока

«Степные игры» в стенах Лендока

Петербургская премьера фильма «Степные игры» («Талын наадан») состоялась 2 июля в рамках программы киноклуба «Синемафия». В 2014 году это была единственная кинокартина российского режиссера, которая участвовала в мировом конкурсе дебютов First Films World Competition на Монреальском международном кинофестивале.

1  Фильм состоит из трех глав: первая глава повествует о воине, что погиб 400 лет назад; вторая часть посвящена ветерану войны Пурбэ; третий эпизод рассказывает историю молодого дембеля Баатаре, который возвращается из армии домой. «Фильм в основном — мои размышления о состоянии бурятского народа. Эти истории разные, я их писал в разное время. В какой-то момент они начали собираться в один фильм, и все склеилось» — рассказывает режиссер картины и основатель киностудии «БурятФильм» Баир Дышенов.

2Над бранным полем повисла тишина. Безымянный бурятский богатырь лежит на земле, его пронзило множество стрел. Из руки воина медленно выскальзывает уздечка коня, жизнь покидает остывающее тело. Так начинается фильм «Талын наадан».

Состояние бурятского народа, о котором размышляет режиссер Дышенов, во многом схоже с состоянием народа русского, ведь живем мы все-таки в одной стране. Если абстрагироваться от местного колорита, то мы увидим довольно заурядную историю. Хороший парень по имени Баатар возвращается из армии. На пьянке по случаю дембеля он узнает, что его любимая Алтана выходит за другого, и пускается во все тяжкие.

3Развитие конфликта похоже на историю в «Левиафане»: отправившись разрушать свадьбу любимой девушки, «герой» случайно пересекается с местным депутатом. Столкновение человека, пьяного от водки, с человеком, пьяным от власти, разумеется, ни к чему хорошему не приводит. Интеллектуальная словесная перепалка: «Ты хоть знаешь, кто я такой? Я депутат! — А я дембель российской армии!» — заканчивается дракой, из которой Баатар выходит победителем with a little help of his friends. Но добраться до свадьбы и разрушить ее у дембеля не получается, т.к. избитый депутат вызывает наряд полиции, который и задерживает «бойца» у дома Алтаны.

4Ветеран Пурбэ также склонен к саморазрушению, но не столь активному. Он пьет, обманывает, чтобы пить, и обижает близких. Поссорившись с другом из-за пустяка, он бросается на него с топором. Жена Пубэхая пытается его остановить и встает между ними. Пурбэ опускает топор и в слезах уходит со двора. На закате жена находит его повесившимся. Казалось бы, типичная «чернуха» отечественного производства. Но фильм-то бурятский, у этой картины иная система ценностей.

Первое, что бросается в глаза — специфическая операторская работа. Очень много общих планов: если в кадре есть Великая Степь, то героев показывают с высоты птичьего полета словно муравьев — незначительных, неспособных повлиять ни на что. Сам формат фильма, демонстрирующий несколько историй, происходящих в одном месте, но в разное время, указывает на то, что человеческая суета эфемерна, а Великая Степь незыблема.Привлекает внимание и отношения героев к песням. Пение здесь — таинство, которое нельзя прерывать.

5

В текстах песен отражается сила и дух Великой Степи. Узнав, что Алтана выходит замуж, Баатар покидает устроенное друзьям празднество и отправляется к ее дому один. Там его избивает родственник Алтаны, Максар. Он требует его уйти и более не досаждать девушке. Дембель с разбитым лицом возвращается к своим друзья. Когда Баатар входит в кафе, они поют. Он садится за стол, присоединяется к их пению и, лишь допев песню, они начинают обсуждать случившееся.

6Еще одна особенность бурятского мира — особое отношение к лошадям. Фильм начинается со сцены, в которой конь покидает убитого богатыря и скачет прочь. В финале картины лошадь добирается до дома отца богатыря и тот узнает о смерти сына. Через того же коня отец проводит обряд прощания с погибшим. У Баатара тоже есть конь. Именно на коне он после столкновения с депутатом скачет к Алтане. Когда полицейские ловят дембеля, депутат начинает его избивать и в запале требует у одного из полицейских пистолет. Тот отдает оружие, но просит депутата не стрелять в человека. Депутат застреливает коня Баатара, тот падает, и все четверо (и полицейские, и депутат, и «боец») молча смотрят, как в лучах заката содрогается спина умирающего животного.

Текст: Александр Шек

comments powered by HyperComments