Вы здесь
Главная > Театр > REMOTE ПЕТЕРБУРГ: путь от надгробья до неба

REMOTE ПЕТЕРБУРГ: путь от надгробья до неба

Что такое REMOTE ПЕТЕРБУРГ? Если коротко, это компания из 50 незнакомых людей, которая путешествует по городу, следуя электронному голосу в наушниках. А если конкретнее, то это спектакль, где ты — одновременно часть толпы и личность, актер и зритель, где удивляешься ты и удивляются тебе.

IMG_8294-2

Кто мы? Современные люди, живущие своими гаджетами, социальными сетями и новостными лентами. Мы торопимся на работу или учебу, пытаемся всюду успеть. Мы говорим, что любим свой город, но пробегаем по Невскому проспекту, не обращая на него никакого внимания. Наши мысли заняты проблемами и планами. А в ушах, конечно же, наушники с музыкой. Нам просто некогда остановиться, посмотреть вокруг и подумать о чем-то более глобальном, чем наше «завтра». Проект Remote Петербург предлагает отключить мобильные телефоны хотя бы на два часа, забыть про все окружающие проблемы и почувствовать, наконец, город и себя в нем.

50 человек по команде надевают наушники, тем самым отключаясь от привычного мира. На ближайшие пару часов они попадают в распоряжение Милены / Юрия — электронного гида, ведущего за собой. Команда (или «стая», как назовет ее «экскурсовод») идет по городу, будто заново знакомясь с ним. Передвигаться приходится буквально на ощупь, ведь происходит полная изоляция от привычных городских звуков, на замену которым приходят четкие и порой шокирующие команды.

IMG_8325-2

Войти на территорию Александро-Невской лавры, пройти по Никольскому кладбищу, постоять у могилы неизвестного тебе человека, смотреть на воду, небо, облака и деревья, смотреть друг другу в глаза — все это напоминает какой-то психологический тренинг. Но это часть спектакля-путешествия. Представления, где каждый и актер, и зритель — все как в жизни. Особенно остро осознаешь эту мысль, когда сидишь на лесенке у Гостиного Двора, смотришь на Невский проспект, на проходящих людей, на проезжающие машины. Люди делают вид, что разговаривают по телефону, притворяются, что обсуждают какие-то вопросы друг с другом, хотя на самом деле они играют свои роли. Сейчас ты — зритель, сидишь и смотришь на все вокруг, но уже спустя пару минут электронный гид сделает тебя актером. И вся «стая» по команде начнет идти задом наперед. Или резко остановится посреди улицы и начнет рассматривать здания, сложив руки в виде бинокля. Или, держась за поручень эскалатора метрополитена, вообразит себя у балетного станка.

IMG_8116-2

Это не безумства и не флешмобы. Хотя отчасти во всем этом действии есть элементы и того, и другого. Каждая команда наводит на определенные мысли и аналогии. Такая практическая философия, если можно так сказать. Только что ты наблюдал за водой в реке, а сейчас сам растворяешься в толпе людей, будто капля в реке. Или, например, часы в метро, отсчитывающие время до прибытия поезда… Кто знает, сколько времени осталось каждому из нас? Подобные вопросы рождаются будто бы сами собой из всех этих флешмобных команд. Ведь каждое «задание» словно граница между тем, что кажется поверхностным, очевидным и тем, что спрятано глубоко внутри.

IMG_8174-2

А те дороги, которые выбирает для «стаи» Remote — то самое разнообразие жизни. Парадный Невский проспект, элитные Перинные ряды и дикий Апраксин двор, ощущение жути которому добавляют такие реалистичные звуки погони, перестрелки и лая собак в наушниках. Финальная точка путешествия — леса, пристроенные к БДТ. Участники спектакля оказываются над городом, с высоты птичьего полета смотрят на Фонтанку и проплывающие мимо корабли. Электронный голос развенчивает брошенную в самом начале мысль «ты — лишь часть толпы, часть стаи», акцентируя внимание на неповторимости пути каждого из этой толпы. Ведь стая распадается, каждый пойдет дальше своей дорогой. Жизнеутверждающий вывод завершает пущенный дым, в котором растворяются и электронный голос, и все участники путешествия, превращаясь в обычных людей, какими они были два часа назад. Путешествие точно причудливый волшебный сон остается позади. Нас ждет новый путь, новые люди и новые ступени развития.

IMG_8177-2

Такие культурные проекты, существующие где-то между спектаклем, экскурсией, путешествием и квестом по городу, становятся все актуальнее. Театр стремится выйти за пределы рампы, а зритель — стать в свою очередь частью театрального действа. Когда эти желания объединяются в один эмоционально насыщенный проект, подталкивающий к размышлениям и действиям, тогда театр новой формы начинает работать — помогать открывать каждому человеку самого себя.

Текст: Яна Чичина
Фото: Анастасия Андреева

Добавить комментарий