Вы здесь
Главная > Театр > OPEN LOOK 2015: ТАНЦЫ НА НЕРВАХ. Открытие фестиваля

OPEN LOOK 2015: ТАНЦЫ НА НЕРВАХ. Открытие фестиваля

Перформанс — искусство на стыке искусств. Со времен футуризма этот вид художественного высказывания привлекал людей отсутствием строгих правил и рамок. Перформансист утверждает свое присутствие в обществе здесь и сейчас. Перформанс не существует вне действия и без нахождения зрителя в нем.

KITSUNE ~Joeri Dubbe // DanceClick 2014 //KORZO PRODUCTIES

Российский зритель не очень близко знаком с этим видом искусства. Перформативная традиция исчезла из его поля зрения вместе с русским авангардом. Если Москва и Петербург снова учатся понимать перформанс, то в остальной России он сталкивается с резким неприятием и непониманием. Потому что зритель часто не знает ответа на вопросы «Зачем я здесь?» и «Зачем это происходит?».

Фестиваль OPEN LOOK привозит в Петербург образцы современного перформативного искусства. Танец и идея — вот его основные ингредиенты. Почти все спектакли представляют направление site-specific (буквально можно перевести как «привязка к месту»). Площадка определяет то, каким будет перформанс. Публика здесь — главный участник.

ЛЕТЯЩИЕ ДЕТИ // Открытие фестиваля OPEN LOOK

Фестиваль открывался танцем девочек. Дети изучали site-specific и современный танец на площадке Новой сцены Александринского театра. Они взаимодействуют с пространством фойе — перемещаются среди зрителей, включают в происходящее кресла, столики и стены. Остается только успевать следить за их стремительными передвижениями и отходить в сторону, давая место для танца.

СОЛЯНОЙ ТАНЕЦ // Дуэт «Соль»

В темноте начинают различаться фигуры мужчины и женщины. Они стоят посреди белой дороги из соли. Их дальнейшие движения напоминают скорее ритуал, чем танец. В Японии соль до сих пор используют в различных практиках по очистке души и тела. Работа «Соль» была вдохновлена кинолентой «Добытчики соли Тибета» (1997). По сюжету одно племя отправилось на промысел к священному соляному озеру. Для того чтобы добыть соль, им необходимо совершить особый порядок действий — древний ритуал.

ТЕТРИС И СКОТЧ // Дуэт «Границы зависимости»

На сцене — русская и японская девушки. Русская рассказывает зрителям историю знаменитой игрушки «Тетрис». Придумал ее советский программист Алексей Пажитнов, а Япония выкупила права и сделала игру известной всему миру. В «Тетрисе» исчезает полный ряд квадратиков — так игра продвигается дальше. «Что меня восхищает в этой игре, — говорит танцовщица, — так это то, что все, что ты сделал правильно, исчезает. На экране остаются только твои ошибки». Во время танца русская девушка все больше и больше уменьшает пространство для действий своей партнерши, прикрепляя к полу белый скотч. Но в конце танцовщицы сцепляются в двусмысленном объятии-борьбе. Этим все и заканчивается.

ЗВЕРЬ ВНУТРИ // Соло «Младенец»

Насколько может быть красивым женское тело в танце, настолько ошеломляющими могут быть его изломанные и рваные движения. Танцовщица показывает перевоплощение из плавного и мягкого в резкое и угловатое. Она напоминает древнюю фею-банши. Красивая женщина являлась путникам в ирландских лесах, вселяла в них безрассудную страсть, а после показывала свое истинное лицо. Затем оставляла их в лесу, испуганных и обреченных. Танец и музыку заглушает вкрадчивый звериный рык. После чего на сцене наступает кромешная тьма.

ЛИСЬЯ СУЩНОСТЬ // Трио «Кицунэ»

В японской мифологии есть загадочные лисы-кицунэ. Они обладают магическими свойствами и могут обращаться в людей. Обычно кицунэ принимает облик прекрасной девушки. Чем старше кицунэ, тем сильнее походит на человека. На сцене девушка в маске лисы и два ее партнера — другие духи леса. По ходу танца в движениях этих двоих появляется все больше и больше человеческого. В конце концов, они срывают маски со своих лиц и окончательно становятся людьми. Чего никак не удается сделать кицунэ. И только неимоверные усилия помогают ей обрести законченный облик.

ГИПНОТИЧЕСКОЕ НЕЧТО // Перформанс «Ничего в течение 60 минут»

Маленькая женщина в круге света сосредоточенно перебирает пальцами в воздухе. Недоумение и насмешка зрителя сменяются гипнотическим созерцанием того, как можно показать человеческое тело. Ладони превращаются в плывущую медузу, спина — в скат холма. Затем все перемещается на экран. Из локтей, ступней и колен создаются узоры. Все мелькает и сменяет друг друга с такой скоростью, что под конец просто закрываешь глаза. Иначе тебя унесет куда-то вместе с этими узорами на ладонях и музыкой, что еще долго звенит в ушах. На это перфоманс и рассчитывает — на реакцию зрителя и активное участие в процессе создания искусства.

Текст: Алина Василькова

comments powered by HyperComments