Пока мы с нетерпением ждём выхода в прокат «Иррационального человека», в кинотеатре «Аврора» в рамках ретроспективы Вуди Аллена была показана любимая всеми синефилами картина «Пурпурная роза Каира» (1985), рассказывающая о девушке, которая бежит от безжалостной реальности в магический мир кино.
Действие фильма разворачивается в США 30-х годов, во времена Великой депрессии. Официантка Сесилия живёт в бедности с никуда не годным мужем и при любой возможности прячется от рутины в зале кинотеатра, пересматривая любимые фильмы. Однажды с чёрно-белого экрана сходит Том Бакстер, герой фильма «Пурпурная роза Каира», и признаётся Сесилии в любви. Девушка счастлива, но вымышленный герой может разрушить карьеру его исполнившего актёра, поэтому последний вынужден приехать из Голливуда и вмешаться. Сесилии же приходится выбирать между идеальным, но придуманным мужчиной и обыкновенным, но реальным актёром.
Вуди Аллен неоднократно называл «Пурпурную розу Каира» своим самым любимым фильмом, потому что он получился именно таким, как его задумал режиссёр. Самого Аллена в фильме мы не увидим, потому как, по словам режиссёра, он просто-напросто не нашёл подходящей для себя роли. Но главная героиня, романтическая и искренняя девушка, которую играет очаровательная Миа Фэрроу, во многом является его отражением. Все мы знаем, как Вуди Аллен любит кинематограф, как любит делать реверансы разным фильмам в своих работах и в шутку сравнивать себя с Бергманом. И в «Розе Каира» не обошлось без отсылки к комедии Бастера Китона «Шерлок-младший» (1924). Но прежде всего, фильм Аллена – это признание в любви к экрану.
Фильм называют порой грустной комедией, но это происходит в силу привычки критиков считать все фильмы великого комика таковыми. «Пурпурная роза Каира» скорее (мело)драма, хоть и не лишённая традиционного для Аллена юмора. Многие фильмы Аллена можно смонтировать в один непрерывный фильм о жизни интеллектуала-неврастеника, который читает книги о смерти, шутит про Гитлера и ходит от женщин к психоаналитику и обратно, но «Роза Каира» здесь оказалась бы лишней. Разве что фильм «Полночь в Париже» (2011), где Аллен искренне восхищается французской литературной богемой 20-х годов, можно поставить рядом с «Розой Каира». Обе очаровательные картины рассказывают об исцеляющей силе искусства, будь то кинематограф, литература или живопись - всё, что может спасти человека от действительности и самого себя.
«Живым хочется вымышленной жизни, а вымышленные хотят в реальную жизнь», - говорит один из персонажей фильма. Соотношение дозировки вымысла и реальности в нашей жизни, возможность перенести экранный мир в наш и превратить жизнь в кино, - об этом рассказывает Вуди Аллен в своём фильме. Конечно, как и режиссёр, мы прекрасно понимаем всю условность проведения границы между тем, что мы привыкли называть настоящим и тем, что выдаём лишь за фантазию, но Вуди Аллен всё-таки оставляет реальное реальному, а кино кинематографу, если можно так сказать. И пока идеальные герои фильмов будут оставаться только на экране, магия кино будет работать. Несмотря на то, что наш цветной мир изображён в фильме тусклым, мрачным и опустошённым, тогда как герои чёрно-белого кино наслаждаются праздником жизни, бесконечное бегство от реальности не приведёт человека к счастью, вымышленные персонажи не заменят настоящих несовершенных людей, и, в лучшем случае, человек сможет стать участником лишь банального трагикомичного фильма о самом себе. Помните об этом, если финал «Пурпурной розы Каира» покажется вам грустным, потому что сам режиссёр считает, что у фильма счастливый конец.
«Пурпурная роза Каира» - это фильм внутри фильма, и организаторы ретроспективы очень удачно выбрали именно его для показа, потому что, возможно, это самый кинотеатровый фильм Аллена. Экран в экране – визуально это по-настоящему зачаровывает, и муза Аллена Миа Фэрроу, кажется, нигде не была так женственна, нежна и прекрасна, как в этой работе режиссёра.
Текст Вероника Кломас