На прошедшей неделе в кинотеатре Аврора состоялись показы ретроспективы фильмов Вуди Аллена – вечного пессимиста и невротика Нью-Йорка, подарившего за свою многолетнею карьеру много прекрасных лент. Программа охватила несколько знаковых фильмов из насыщенных 70-х годов («Спящий», «Энни Холл», «Манхеттен»), а также любимые ленты Аллена периода 80-х («Пурпурная роза Каира», «Хана и её сестры»). Все картины демонстрировались в отреставрированных версиях на английском языке с русскими субтитрами.
Перед показом картины "Энни Холл", ставшей фильмом открытия, на сцену поднялся Алексей Бажин - основатель проекта «ИНОЕКИНО», организатора ретроспективы. Алексей был очень воодушевлен настроем и заинтересованностью зрителей. Действительно, несмотря на дождливую погоду в зале был аншлаг, и царила непередаваемая атмосфера сплоченности и энтузиазма. Эстафетную палочку перенял продюсер Владислав Пастернак. Он поделился своими мыслями о творчестве режиссера и оскароносной историей фильма – из пяти номинаций «Энни Холл» одержала победу в четырех – включая «лучший фильм» и «лучший сценарий», а сам виновник торжества на церемонию так и не явился.
«Энни Холл» часто называют первой «интеллектуальной комедией» Вуди Аллена. Согласиться с этим сложно, ибо жанровую принадлежность тут почти невозможно определить, скорее её нет вовсе, ведь показана повседневность отношений. В центре истории различные проблемы, настигающие любую пару в определенный момент их жизни. Здесь каждый день - новый жанр. Все зависит от ситуации и поступков, которые совершают запутавшиеся в себе люди. Безусловно, юмор и нескончаемые остроты проходят нитью через фильм до финальных титров, однако служат они скорее лейкопластырем для зрителя, как утверждает сам Аллен.
"Энни Холл" - откровенный рассказ о взаимоотношениях циничного комика Элви Сингера с целым багажом комплексов, который уже 15 лет ходит к психотерапевту, да все в пустую и начинающей певицы Энни Холл. Девушка словно зеркальное отражение самого Элви, но с более оптимистичным взглядом на жизнь.
Перед глазами зрителя проходят все ключевые этапы отношений этой странной пары: знакомство, любовь, быт, размолвки и, в конце концов, неизбежное расставание. Да, реальность кусается и это не спойлер, все карты честно открываются на первых минутах ленты.
Цитата: «Не трогай онанизм. Это секс с человеком, которого я люблю»
Через призму иронии и различных забавных аллегорий Элви и Энни размышляют о самих себе и окружающих их людях, а скептический анализ воспоминаний о детстве и бывших возлюбленных дает в полной мере понять характеры и истоки комплексов и фобий героев.
Интересно, персонажи фильма - это и есть Вуди Аллен и Дайан Китон. Однако, если Аллен и так почти во всех своих фильмах играет себя, то ситуация с Китон более личная и интересная. Начиная с очевидного: настоящая фамилия Дайан - «Холл», а Энни было её прозвищем в кругу друзей. Она встречалась с Вуди в начале 70-х годов, примерно столько же, как их экранные протеже. Также остались хорошими друзьями после разрыва как и в фильме. Слишком много очевидных фактов. Конечно, что было на самом деле, а что выдумка, мы уже вряд ли узнаем, но редкая естественность показных чувств и реалистичные нотки, сквозящие в каждом кадре, дают вполне очевидный ответ на этот вопрос.
Вклад ленты в мировой кинематограф просто не оценим. Допустим, главный ромком 80-х - «Когда Гарри встретил Салли» по своей сути это «Энни Холл» наоборот. Режиссер Роб Райнер этого никогда и не скрывал. А один из самых курьезных эпизодов фильма – поездка на званный ужин в дом родителей Энни, вдохновил сценариста Грега Глиенна на комедию с Беном Стиллером «Знакомство с родителями», но самым душевным оммажем на «Энни Холл», отметился в своём дебютном фильме режиссер Марк Уэбб, снявший «500 дней лета» с чудесной Зоуи Дешанель и Джозефом Гордоном-Левиттом.
Прошло уже почти 40 лет со дня выхода на экраны, а лента все также актуальна, трогательна и безумно уморительна своими искрометными диалогами, которые давно разобрали на цитаты.
Текст Вадим Бобрицкий