Вы здесь
Главная > Театр > Елена Бедрак: «В «Стеклянном зверинце» мне хотелось и задать вопросы, и найти ответы…»

Елена Бедрак: «В «Стеклянном зверинце» мне хотелось и задать вопросы, и найти ответы…»

Последний в этом театральном сезоне спектакль «Стеклянный зверинец» прошел 8 июля на сцене театра «Цех». Спектакль Елены Бедрак, выступившей одновременно и в роли режиссера, и в роли актрисы одной из главных ролей – это смех сквозь слезы, это хрупкий мир реальности, которая на наших глазах становится безвозвратной, это щемящие душу воспоминания. Корреспондент арт-журнала «Около» посмотрел спектакль и побеседовал с режиссером.

yaHUJD-nKtM

Воспоминания — вот с чего все начинается и чем заканчивается. На фоне простеньких декораций, которые переносят нас в США 30-х годов прошлого века, один из главных героев «Стеклянного зверинца», Том Уингфилд (Рустам Насыров) рассказывает нам о своей семье, которую он навсегда покинул. Отличительной чертой родственных связей в семье является романтизм, все члены семьи романтики. То и дело по ходу спектакля появляется призрак отца. Также романтична сыгранная самой Еленой мать семейства Аманда. Живущая воспоминаниями об успехах прошлого и зачитывающаяся любовными романами, которые позволяют забыться, она готова бесконечно говорить о том, как ее однажды посетили целых 17 поклонников!

Чем больше эту семью душит нищета, заставляющая считать копейки и в долг брать продукты, тем больше она вспоминает дни своей молодости. Так своими фантазиями из прошлого она украшает убогую реальность. Романтична также и робкая, замкнутая калека Лора (Анна Щетинина), пребывающая в думах о школьной влюбленности и коллекционирующая стеклянных зверей, которые заменяют ей реальных друзей. Лора не закончила школу и бросила колледж. Она гиперболизирует свой недостаток и ее застенчивость принимает болезненные формы — девушка уходит в себя, в свой выдуманный мир, ей остается «сидеть дома и наблюдать, как жизнь проходит мимо, забавляться со стеклянным зверинцем, слушать заезженные пластинки, которые оставил отец, как горькую память о себе». Ее мирок — это стеклянные игрушки и старые отцовские пластинки. К слову, Лора Анны Щетининой необъяснимо прекрасна в своей внешней некрасивости. Это девушка не на грани безумия, а уже будто перешедшая эту грань. Романтик и сам Том, которого манит кино, дальние страны и путешествия.

DpRbwMZeu7o

Все члены семьи похожи друг на друга, хоть и кажутся совсем разными, но именно поэтому им так сложно вместе, несмотря на то, что они очень любят друг друга. Внутренний мир героев — вот что главное в этом спектакле. Именно он делает членов одной семьи такими непохожими на обычных, окружающих их людей, такими похожими друг на друга и тем предельно осложняет их жизнь, ведь если все будут мечтать, кто заработает на кусок хлеба?

В покинутой семье отцом эта обязанность ложится на Тома. Он рвется из замкнутого круга. Перед ним стоит мучительный выбор — покинуть дом и начать яркую интересную жизнь или до конца дней работать в обувном магазине за едва обеспечивающие семью деньги. Это тот выбор, перед которым он встал в свое время и который манил его уйти из семьи также, как в свое время и покинувшего семью отца: «Вот бы и мне выскочить из своего гроба». Дом, эту жизнь и ненавистную работу ради куска хлеба для семьи он считает гробом. Инстинкт мужчины он видит в том, чтобы «быть любовником, охотником, борцом, а в магазине ни один этот инстинкт не может проявиться». Мать же считает, что для взрослого человека и христианина это не подходит. Он должен видеть романтику в продвижении по службе и духовных интересах. Однако мать, все же осознающая, что не сможет удержать сына, как и не смогла удержать мужа, ставит условие — найти жениха его сестре, чтобы обеспечить хотя бы ей будущее прежде, чем он покинет их.

rOUzW6npXaM

Для Аманды это последнее утешение — вера, что Лора, оказавшись неспособной к карьере, «выйдет в конце концов замуж за хорошего человека». Эта затея и является главной интригой постановки. Том, не слишком серьезно отнесшийся к этому поручению матери, приводит домой на ужин коллегу из магазина Джима (Александр Мицкевич), даже не удосужившись узнать, что у него уже есть невеста. А коллега оказывается той самой школьной любовью Лоры. Молодой человек, польщенный ее искренним чувством, на считанные минуты дарит ей надежду на взаимность и счастье. Но счастье оказывается призраком. Он уходит из их дома навсегда, а вскоре и Том уезжает из семьи.

Существует множество постановок пьесы «Стеклянный зверинец», есть и несколько фильмов по этой пьесе, сценарий к одному из которых, кстати, написал сам Теннесси Уильямс и в котором блестяще сыграли Кэтрин Хепберн, Сэм Уотерстон, Майкл Мориарти и Джоанна Майлз. Уильямс в своей пьесе, ставшей классикой американской драматургии, нарисовал родных людей с болью и любовью (его история — во многом история его семьи). Режиссер Елена Бедрак в своей постановке передала это со всей бережностью к первоисточнику, расставив при этом и свои акценты, сделав историю достаточно современной. Совсем не кажется, что нас от героев отделяет почти целый век. Как ей это удалось, почему для своей очередной режиссерской работы она выбрала именно «Стеклянный зверинец» и с какими сложностями пришлось столкнуться во время работы над постановкой и над своей ролью в ней? На все эти вопросы Елена Бедрак ответила нашим читателям:

— Выбор произведения для постановки в моем случае — это скорее стечение многих обстоятельств и тех внутренних поисков, которые меня интересовали на тот момент жизни. Сейчас уже прошло около 2-х лет с того времени, как я начала работу над пьесой. Могу сказать, что «Стеклянный зверинец» — одно из моих любимых драматических произведений, поднимающих сложные вопросы о семье, о личном выборе, о границе, где сталкиваются интересы собственные и семейные. Все эти вопросы требуют неоднозначных ответов. Мне хотелось и задать вопросы, и найти ответы, это потребовало и некоторого отхода от авторского взгляда и стиля, сама пьеса подверглась изменениям, как мне кажется, не повредившим ей. Вообще на этой моей первой постановке я в очередной раз убедилась, как сложно независимым театрам существовать без какой-либо поддержки. Но благо у нас есть неравнодушные друзья и они помогали и помогают в трудные минуты».

X4dBbL_tk6g

Елена также признается, что сначала это была лаборатория и поиски, потом все вылилось в постановку с профессиональными актерами, но одним из наиболее сложных моментов при реализации постановки оказалось то, что одну из главных ролей пришлось исполнить ей самой (хотя изначально роль Аманды репетировала другая актриса, но ее участие в спектакле не состоялось).

— По независящим от меня обстоятельствам в короткие сроки, чтобы все-таки выпустить спектакль, мне пришлось исполнить эту роль, – продолжает Елена. — Вообще роль Аманды Уингфилд очень далека от меня, ведь это престарелая мать семейства на грани нервного срыва. Могу сказать, что я каждый спектакль отвоевываю эту роль, но от этого не менее сложно, но и не менее интересно. Первые два спектакля были сыграны в 2014 году уже в конце сезона. Полноценная премьера состоялась в театре Эстрады, но к каждому спектаклю вносятся корректировки. И сейчас, спустя год, работа продолжается, потому что спектакль требует постоянного внимания и если не существенных доработок, то уточнения деталей.

nDOi2K0qL44

Возвращаясь к постановке, хочется отметить, что пластические номера обращают на себя внимание и поставлены прекрасно, хореография впечатляет, за что спасибо Анне Щетининой, ставившей ее в этом спектакле, особенно танец Лоры и Джима фееричен. Сценография довольно скупа — диван, стол, вешалка, патефон с пластинками и металлическая конструкция, по ходу действия служащая то балконом, то тележкой, то чем-то еще. Впрочем, внешний антураж здесь не так важен, главное — это внутренний мир героев, рвущийся наружу. Музыка по ходу всего спектакля не отвлекает, не перебивает и не заменяет впечатления от игры актеров, а идет логичным и ненавязчивым фоном, передавая дух эпохи.

«Стеклянный зверинец» в постановке Елены Бедрак — это предельно искренняя история о том, как разрушается даже та семья, где все родственники любят друг друга, но эта любовь становится невыносимой для каждого из них. Это история о том, почему даже любящие друг друга люди могут покинуть своих близких навсегда. Это воспоминания о том, чего уже никогда не вернуть обратно.

Текст: Елизавета Митрофанова
Фото предоставлены пресс-службой театра

Добавить комментарий