Вы здесь
Главная > Кино > Бежать в мир слов

Бежать в мир слов

В рамках XXIII МКФ «Фестиваль фестивалей» началась неделя французского кино. Фильмом открытия стала биографическая драма Мартена Прово «Виолетт», рассказывающая судьбу писательницы Виолетт Ледюк, чей литературный талант раскрыла Симона де Бовуар.

photo06

Едва ли в нашей стране найдётся много читателей, знакомых с творчеством Виолетт Ледюк, тем более что книги её на русский язык не переводились, если верить интернету. Услышать о ней можно разве что в автобиографическом романе Симоны де Бовуар или в каком-нибудь квир-сообществе. Но для просмотра «Виолетт» достаточно иметь общее представление об атмосфере в литературных кругах Франции XX столетия. «Виолетт» разделена на главы, подобно книге, и показывает, как главная героиня ищет то, что Вирджиния Вулф называла «своей комнатой».

Мартен Прово продолжил пополнять свою коллекцию женских образов: помимо главной героини, сыгранной Эммануэль Дево, в фильме прекрасно нарисован образ Симоны де Бовуар, великого французского философа, которую играет Сандрин Кибернлэн. Их взаимоотношения составляют канву всего повествования. Симона разглядела в простой незаконнорожденной девушке талант писателя и отнесла её рукопись Альберу Камю, — в общем, всячески начала покровительствовать юному литератору. Тем более что темы, которых касалась Виолетт в своём по большей части автобиографическом творчестве, были близки феминистским взглядам Симоны де Бовуар: превращение женщины в объект, угнетение её сексуальности, рабство в браке и стремление к свободе. Симона увидела в чувствительной и чувственной Виолетт писателя, способного честно говорить обо всём, что табуировало общество, включая лесбийскую любовь. «Пиши, и именно так ты сможешь что-то изменить», — посоветовала она Виолетт. Конечно, Виолетт не смогла устоять перед умом и обаянием своей знаменитой наставницы, что обернулось ещё одной драмой, которым, как кажется во время фильма, просто нет конца. Но именно благодаря переживаемым снова и снова страданиям ей есть, о чём писать. Виолетт стала примером писателя, которому творчество подарило желаемую свободу.

violette

Фильм погружает зрителя в литературную жизнь Франции середины прошлого века. Интересно, что режиссёр не показывает в кадре неоднократно упоминаемых Альбера Камю и Жан-Поля Сартра. Видимо, чтобы ненароком не отвлечь внимание зрителя от главной героини. Хотя в фильме можно увидеть других писателей. Например, главного в те времена французского представителя квир-сообщества писателя Жана Жене, ведущего преступный образ жизни и любящего делать героями своих романов убийц и проституток.

Наиболее интересным у Прево получился образ Симоны де Бовуар. Сандрин Кибернлэн очень выразительно справилась с ролью философа и элегантной женщины. Глядя на неё, веришь, что она могла написать «Второй пол». Однако не стоит думать, что «Виолетт» исключительно женское кино. Фильм показывает, прежде всего, интересную судьбу писателя, чьи идеи не канули в небытие и чей талант не загубили редакторы. Виолетт превратила свою неудавшуюся, как ей казалось, жизнь в литературу, что, кстати, было и остаётся хорошей идеей. В фильме немало занимательных мыслей, главные жемчужины которых – цитаты из романов Симоны де Бовуар и Виолетт Ледюк.

violette1

Если вы любите литературу, эстетизм французского кино с красивым саундтреком, вам интересна Франция прошлого века или вы сами пишите книгу и не сторонитесь фестивального кино, то «Виолетт» может быть именно тем фильмом, который вы захотите посмотреть.

Текст Вероника Кломас

comments powered by HyperComments