Текст: Дарья Евдочук Фото предоставлены пресс-службой театра
Аве Матушка Россия // Cпектакль «Аве Мария Ивановна»
В сложные, бурные и страшные для России времена начала прошлого века довелось родиться и расти героям пьесы Д. Калинина «Аве Мария Ивановна». Только вот об эпохе — почти ни слова, ведь трогательной незатейливой истории из деревенской жизни не страшны ни года, ни исторические перепетии. Она вечна, легка и надмирна.
Пьесу автор и режиссер спектакля посвятил своей бабушке. Об этом зритель узнает с самого начала. В конце ему открывается еще одна правда — из «песни» не изъято ни строчки — все, что происходит на сцене, все имена, названия деревень, события и милое просторечие героев абсолютно документальны. Режиссер перенес на подмостки жизнь, и она как обычно явилась нам кладезем наивысшей мудрости и неизменной правоты любви.
Юная деревенская красавица Маша Мясоедова (Виктория Чулкова) вошла в замечательную пору девичества. Роскошная коса, плавные движения, ясный взор и ослепительная улыбка, которой навстречу улыбается все вокруг. Неудивительно, что в Машу влюблены сразу двое ровесников. Пастух Петр (Евгений Харланов) и певун-балалаечник Андрей (Тимофей Пузин) — отличные парни, друзья в жизни и соперники в любви. Неопытной девчушке нравятся оба. Что же ей делать, коли «справа кудри токаря слева кузнеца»?
Не стоит ждать от неспешного лиричного повествования никаких ярких событий. На сцене срез жизни патриархальной деревенской Руси, ее последние годы. От коллективизации она уже не оправилась и безвозвратно утратила все, чему автор спектакля с легкой грустью воспевает «здравие»: Ave платочкам и сарафанам, картузам и балалайкам, деревянным ложкам и танцам на «вечерках». А главное — искренней вере, крестьянской сметке, вековечному праведному и как по ноткам выверенному укладу русской жизни.
В традиционном «а ля рюс» наборе на удивление нет ни грамма «развесистой клюквы». Молодые актеры «Нового арт Театра» превосходно обыгрывают нехитрые декорации из березовых стволов, обнимаются с коровами, коих сработали из мешков, набитых сеном, иронично и непринужденно общаются с соседями, ни разу не заглянувшими на сцену, а в минуты сомнений доверчиво и наивно поверяют свои беды Богородице.
Спектаклю о большой и работящей деревне никуда не уйти от песен и плясок — и то и другое актеры делают с безупречной стилевой точностью. Именно так бы пели и плясали их деревенские сверстники в те далекие времена. В актерском исполнении нет вокальных и хореографических изысков, зато есть подкупающая пронзительность и задушевность, чем всегда отличалось настоящее народное искусство.
Постановка, основанная на исключительно биографическом материале, слегка вязнет в огромности желания рассказать все, что вспомнилось. Сцены слишком явно и не плавно сменяют друг друга, словно переворачивается прочитанная страница книги. Из-за этого жизнь юных персонажей тоже становится похожей на некие «анналы» — события, кем то аккуратно записанные в дневник. Если это принципиальное режиссерское решение, слегка отстранить нашу действительность от «времен тех дальних», не столько ее изобразить, сколько описать, то с этой задачей спектакль отлично справился.
Тем не менее, сюжету явно недостает напряжения и динамики. Главная интрига — кого же выберет в мужья Маша — терпеливо удерживается авторами до самого конца. Однако загадка не придает действию достаточной живости, поскольку зритель и сам давненько догадался, что девушка выберет душу, а не силу — скромного, чуть жалкого и нелепого пастушка Петра. Девичье сердце не ошибается, оно точно знает, что красивый, жизнестойкий Андрей сам справится с ударами судьбы.
Память обладает всепрощающим свойством сглаживать острые углы и оставлять на поверхности лишь самое приятное, веселое, сказочное. Доброй русской сказкой без сусальности и сюсюканья веет со сцены. Режиссер безусловно знает о настоящем, ничуть не волшебном мире русской деревни той поры, красноречиво описанным современником героев пьесы, прекрасным русским писателем В. Ивановым: «Был конец масляной, деревня много дней уже пила, дралась и, путаясь в огромных сугробах, орала матерные песни», «В Данилове так же, как и в родной его деревне, резались и пили».
Именно от такой беспросветной жизни народ убежал в дикую революцию. Убежал недалеко. Но пьеса намеренно уходит от политизации: все важнейшие события эпохи упомянуты лишь штрихами и только в связи с судьбами персонажей. Просто захотелось поговорить о тысячеликой любви: к родному краю, к бабушкам и дедушкам, к Богу, друг к другу. И этот рассказ, как и память, оставляет нам только самое светлое, щемящее и задушевное.