Вы здесь
Главная > Около > Победа фарцовщиков // Презентация нового романа Николая Кононова «Парад» в Центре Андрея Белого

Победа фарцовщиков // Презентация нового романа Николая Кононова «Парад» в Центре Андрея Белого

Поэт и прозаик Николай Кононов, лауреат премий имени Аполлона Григорьева и Андрея Белого, перед началом мероприятия дарил гостям свои книги. Само событие несколько откладывалось, что, впрочем, оказалось кстати — появилось время на то, чтобы немного изучить роман: пробежаться по интересно оформленному содержанию, обсудить название (имеет ли оно какое-либо отношение к приближающемуся празднику?), прочитать случайно попавшийся отрывок.

Kononov-A.-Pakhomov
Однако вскоре презентация всё-таки началась. Кроме самого автора, в ней поучаствовали поэты и критики Денис Ларионов, Иван Соколов, Алексей Порвин и Светлана Иванова.

Первым презентовал книгу сам Николай Кононов, коротко рассказав о том, что действие происходит в начале-середине семидесятых, а главный вопрос, на который он пытался в тексте романа ответить, — это вопрос о том, как развалилась советская власть. Кононов пришел к выводу, который рискует показаться странным: Советский Союз развалили фарцовщики. Дальнейшие рассуждения объясняют этот тезис. Фарцовщики, начавшие продавать людям качественные вещи, как бы разгерметизировали замкнутую советскую систему.

Автор добавил, что этот роман, помимо всего прочего, является романом о языке. Несколько персонажей очень прямо указывают на тему языка: и неграмотная машинистка, набиравшая текст без грамматических ошибок только тогда, когда его диктовали на слух, и человек, лишенный дара речи.

Вообще на мероприятии с завидным постоянством поднимались две темы. Первая — внезапно проявившаяся брешь в замкнутой советской системе; вторая — язык.

Денис Ларионов говорил о запустившемся процессе имплицитного, теневого желания (которое связанно как с экономическим желанием приобретения новых товаров, так и, например, с желанием эротическим). Он добавил, что, так как у людей не было возможности свое желание осознать и хоть сколько-нибудь адекватно его выразить, зачастую оно проявлялось очень примитивно. Отчасти этим объясняются нелепые рассуждения и поступки некоторых персонажей.

Иван Соколов больше рассуждал о формальных особенностях текста, о том, как своеобразно этот текст построен. Роман начинается повествованием от лица одного из главных героев и довольно четкой нарративностью, но потом все меняется — текст приобретает несколько безличный характер.

В целом мы стали свидетелями довольно долгого и детального обсуждения книги. Другие участники дискуссии говорили о травматическом опыте чтения, гармонии, смешанной с острым ощущением смертности, вторичности исторического плана и многих других не менее интересных вещах. Не обошлось и без легкой полемики: кто-то из зрителей упрекнул спикеров в том, что при общей затянутости в их речах было мало смысла. Кто-то из поэтов в ответ заметил, что, к сожалению, люди сегодня не слишком хорошо понимают молодую критику и те концепты, которыми она пользуется.

Вечер закончился чтением романа (автор прочитал очень смешной отрывок о приключении советского философа в общественном транспорте) и вопросами заинтересованных слушателей.

Текст: Влад Гагин

Фото взято из Интернета

comments powered by HyperComments