Вы здесь
Главная > Театр > Мы для всех «некто», пока не захотим стать кем-то // Шоу «Quidam»

Мы для всех «некто», пока не захотим стать кем-то // Шоу «Quidam»

Петербург отказался встречать Цирк Солнца соответствующей погодой: ливень ознаменовал первый день гастролей Cirque du Soleil. Перед Ледовым дворцом промокал один из 19 грузовиков, на котором путешествует цирк. С него на нас смотрел неунывающий красочный клоун из нового шоу «Quidam». Это юбилейное десятое шоу, привезенное в Россию, пронеслось перед взором словно ураган, оставив после себя непоправимые эмоции и неизлечимые чувства.

DSC07456-2-2

Маленькая девочка Зоуи (по-латыни «жизнь») чувствует себя невероятно одинокой. Родителям не до нее, они погрузились в свои мысли и забыли о дочери. Ребенок встречает незнакомца без головы, но со шляпой и зонтиком в руках, и он открывает ей невероятный мир без имени Quidam – мир, где творится волшебство.

«Мы некто для всех людей, пока не захотим стать кем-то», – утверждает артистический директор Майкл Смит. Идея шоу родилась у режиссера Франко Драгоне, когда он прогуливался по улицам Нью-Йорка и заметил, что люди не смотрят в глаза друг другу.

Название шоу – Quidam, по-латыни значит «некто», «безымянный прохожий». Родители становятся отчужденными, как и прохожие на улице Нью-Йорка, и бедной Зоуи ничего не остается, кроме как уйти в свой мир фантазий, что дети так хорошо умеют делать.

В шоу много интерактива: любому зрителю может повезти, он сможет оказаться на сцене рядом с артистами и исполнить забавную репризу. Так, клоун Тото создает зарисовку о съемках фильма. Муж возвращается домой с букетом цветов, застает жену с любовником и убивает его. Сюжет можно пересказать полностью и это нисколько не сделает просмотр шоу менее интересным, ведь каждый раз с новыми зрителями в этой репризе она становится новой. Создатели номера, положив руку на сердце, говорят, что подсадных людей у них нет.

DSC07591-2-2

Самым главным достоянием Cirque du Soleil, на мой взгляд, можно назвать акробатов. Их групповые номера, технически отточенные до мелочей, заставляют с замиранием сердца следить за каждым движением. Кто-то из зрителей уже хочет начать аплодировать, проносится тихий шепот, но большинство боится сбить концентрацию артистов, ведь тогда волшебство, которое создает Цирк, имеет шанс разрушиться.

Но ничего не рушится, потому что перед каждым шоу артисты оттачивают свои номера до мельчайших деталей. Француа, один из артистов шоу, говорит, что в воздушных номерах нет простора для творчества, потому что каждый знает, что должен делать в следующую минуту. Так, в номере «Воздушные кольца» видна сила и грация, мастерство и выразительные движения. Артисты закручиваются и выполняют на огромной высоте трюки без всякой страховки. На груди костюмов воздушных гимнасток зияет ярко красное пятно – словно сердце, вырванное из груди. По словам Майкла Смита, красный цвет имеет особенное значение для шоу «Quidam», символизируя сердце и душу.  В одежде красного цвета появляется только мать Зоуи, а в остальном красный цвет можно увидеть в акцентах – воздушных шарах, тканях, мячах.

Шоу наполнено метафорами. Каждый номер невероятно полифоничен: насыщен образами и идеями, персонажами и способами исполнения. Так, на сцене во время выполнения акробатических номеров или эквилибра временами появляются другие персонажи и дополняют выступление своими действиями. Однако за такой насыщенной картинкой сложно разглядеть смысл происходящего, тогда ты перестаешь анализировать и начинаешь просто любоваться тем, что видишь. Но не только зрение может восторгаться этим шоу, слух радует живая музыка композитора Бенуа Журеса. Музыканты располагаются в арьерсцене и дополняют визуальную картинку фантастического мира «Quidam».

DSC07770-2-2

Самым тихим и поистине завораживающим номером стала «Статуя», где мужчина и женщина, как часть одного целого, сливаются воедино и с помощью не поддающемуся пониманию природы балансу выполняют трюки. Один ребенок из зрительского зала, сидящий позади, был уверен, что артисты держатся на невидимой ниточке. А ведь в такие возможности человеческого тела действительно сложно поверить – остается только восхититься.

Красный цвет вновь всплывает в номере «Воздушные полотна», когда девушка в телесном костюме, словно обнаженная, обвивается красной тканью. Повиснув высоко над сценой, девушка срывается вниз, и, кажется, что вот-вот она ударится о пол, но в опасной близости она останавливается – зал выдыхает спокойно, а она продолжает номер. Неслучайно исполнительница появляется сначала в красном платье, в том самом, в котором мы видели мать главной героини. Артистка срывает с себя платье и после выполнения номера виснет на полотне, словно распятая. За счет телесного костюма номер кажется самым откровенным, а мать здесь предстает в первую очередь как женщина – создание, которое может дать не только любовь, но и наслаждение.

DSC07609-2-2

В финальном номере шоу, где выступает множество русскоговорящих артистов, выполняется групповые акробатические номера с задним сальто и пирамидой из людей. Словно пушинка, одна из артисток взмывает на самый верх этой пирамиды. Все остальные стоят на месте, даже не сдвинувшись с места – волшебство циркового искусство так и осталось для меня загадкой. Сюжетная линия после начальных сцен с отцом, матерью и Зоуи всплывает точечно, ее довольно сложно уловить за потоком невероятных номеров. Над сценой появляются громадных размеров красные кулисы, а это значит, что шоу, вопреки девизу Cirque du Soleil («The Show Must Go On» — прим.Авт.), должно закончиться.

Текст: Екатерина Приклонская
Фото: Максим Петров

comments powered by HyperComments