Вы здесь
Главная > Кино > «Безо всяких на то причин»: слова, слова, опять слова

«Безо всяких на то причин»: слова, слова, опять слова

Не так давно в российский прокат вышла лента венгра Корнела Мундруццо «Белый бог», выглядевшая довольно одиноко на фоне остального ассортимента фильмов в московских кинотеатрах. А в мае организаторы фестиваля «Cifra 1» привезли в Москву соотечественников «Белого бога», среди которых дебютная полнометражная работа Габора Рейса «Безо всяких на то причин», умудрившаяся снискать признание жюри некоторых второстепенных фестивалей.

b3df803a777bb11999775507c9f9546b18b39380

Арон Сентеши — 29-летний неудачник. Он закончил киноведческий факультет, однако работать так и не начал, а предпочел висеть на шее у родителей. Вдобавок к этому, он ежедневно мучается мыслями о бросившей его девушке (правильно сделала) и проводит вечера в барах за кружечкой пива с друзьями (обычное развлечение восточноевропейских мужчин). А каждый понедельник обещает начать новую жизнь.

Роль лузера, наверное, не самая удачная возможность проявить свои актерские способности. И все-таки не настолько, чтобы играть на протяжении всего фильма с одним выражением лица. Именно этим и занимается исполнитель главной роли Арон Ференцик, практически не исчезающий из кадра. Его унылая гримаса на собственном не менее унылом дне рождения ничуть не отличается от той, что он демонстрирует при знакомстве с симпатичной португальской брюнеткой.

aad53107ba131812caed3559a565d7cd301dccb3

Одна из немногих черт, которая сумела хоть как-то разбавить игру исполнителя главной роли — это юмор. Остроумие прямо сочится изо всех щелей, и, надо признать, всегда к месту. Многочисленные шутки, являющиеся плодами наблюдений режиссера за бытом типичных венгерских семей, абсолютно понятны и российскому зрителю.

Юмор почти всегда переплетается с социальным подтекстом, который автор фильма явно вкладывал в свое детище. Мол, живет народ небогато, да еще и безработица. И здесь — то Габор Рейс противоречит сам себе, неплохо устроив в жизни практически всех героев, кроме главного. Друзья Арона работают, у некоторых даже семьи, сестра тоже не бедствует и ждет с мужем ребенка, а бывшая девушка находит работу в международной компании. Так что всякие социальные смыслы шиты белыми нитками. Но это лишь маленький неаккуратный шов по сравнению с общим состоянием картины.

6cda17b1bbbccafa36124dcfa004fbb3ba25bb67

В уста одного из героев режиссер вкладывает мысль о невербальности общения, которое на 99% состоит из жестов, взглядов и прочего. Сам же Рейс игнорирует эту человеческую особенность, перекладывая всю нагрузку исключительно на слова. История ничего бы не потеряла, если бы зритель лишился изображения. Автор явно пошел по легкому пути, решив не утруждать ни себя, ни актеров созданием ярких образов, поиском интересных деталей, точной игрой и отдать всю власть слову. В могущественности которого никто и не сомневается. Но зачем же господину режиссеру понадобилось снимать целый фильм? Мог бы написать книжку, раз уж предпочитает литературные инструменты кинематографическим.

Название сего произведения ярко иллюстрирует не его внутреннюю концепцию и идейность, а творческую политику режиссера, который абсолютно безо всяких на то причин снимает полуторачасовую киноленту. Но судя по всему, создание фильма было единственным для автора способом сказать публике, что начать жизнь с чистого листа никогда не поздно. Что ж, возможно, здесь режиссер наконец прислушается к своей задумке и в следующий раз создаст что-то более оправданное.

Текст: Мари Комогорова

comments powered by HyperComments