Вы здесь
Главная > Около > Юрий Норштейн о себе и о своем творчестве

Юрий Норштейн о себе и о своем творчестве

Режиссер «Ежика в тумане» Юрий Норштейн на встрече с поклонниками своего творчества в Петербурге рассказал о творческих планах и о том, какие мультфильмы любит смотреть.

Юрий Норштейн – поистине уникальный и неоднозначный российский мультипликатор. В наше время он остается одним из немногих режиссеров, полностью отказавшихся от использования в своем творчестве компьютерной анимации. Мультфильм, который принес Норштейну мировую известность, «Ежик в тумане», режиссер создал меньше чем за год, а над мультфильмом по произведению Гоголя «Шинель» мастер работает уже более 30 лет. Режиссер выступает против цензуры, но считает, что художник должен находиться в «зажатом» положении. В Петербурге Юрий Норштейн встретился с поклонниками и журналистами и рассказал о создании «Ежика в тумане» и отношении к современной мультипликации.

Юрий Норштейн: — Прежде всего, «Ежика» придумал Сергей Козлов – это его сказка. В 1974 году он принес мне в студию объемную пачку страниц. Я прочитал все сказки и выбрал только одну – про ежика. Дальше началась огромная работа. Козлов сочинил авторский текст и диалоги, я придумывал действия. По мере погружения в сюжет я видел, как он обрастает последовательной философией. Ежик, попадая в определенное пространство, проходит через ряд приключений. Он доходит до момента полной потерянности себя и окружающего. Суть в том, как это существо приобретает гармонию, встретившись со своим другом.

Трудно сказать, почему этот мультфильм полюбился зрителям. Говорят, существовал славянский праязык, который потом расщепился на другие. Очевидно, в человеке есть что-то, что глубоко упрятано, и он вспоминает это, сталкиваясь с каким-то произведением искусства. В 2003 году «Ежик в тумане» был назван лучшим фильмом мира. До этого, в 1984 году лучшим в мире был признан мой фильм «Сказка сказок». В этом смысле я уникальный режиссер. В том же опросе в 2003 году «Сказка сказок» шел с небольшим отрывом после «Ежика», был вторым.

Парадокс, но я не могу зарабатывать на своих мультфильмах, у меня нет прав. Киностудия платит автору только незначительную сумму. Я не знаю, какие суммы люди получают от проката моих фильмов. На «Ежике» кто только ни паразитирует. Если бы мы получали процент с этих денег, нам бы и на кино хватило, и на хлеб. Я видел в продаже валенки, на которых была картинка «Ежик в тумане» у дерева. Человек, который это делает, не считает себя вором…

— Сейчас мое основное время занимает работа над «Шинелью». Чтобы получить нужный результат, необходимо много усилий. Я не думаю о том, удастся ли мне ее завершить, удастся ли сохранить силы, которые нужны для этого. Я прочитал эту повесть, когда мне было 11 лет. Многое из произведения для меня было преждевременным, но многое обожгло.

Когда я делаю кино, не думаю, для каких зрителей я это создаю. Я делаю кино для себя. Я выбираю ту тему, которая нашла отклик во мне. Иногда какая-то мелочь становится тебе интересной, хотя до этого никто не обращал на нее внимания. В этом смысле воображение всегда должно оставаться со мной.

Так же было и с «Ежиком в тумане». Дети меньше увлечены этим мультфильмом, чем взрослые. Ребенок не всегда может воспринимать то, что происходит в фильме. Взрослые мне говорили, что в детстве не понимали какой-то фильм, но потом он становился любимым. Люди приращивали в себе то, чего не хватало в детстве, возвращались туда и начинали резонировать. Это положительный момент.

— Искусство мультипликации сейчас находится в очень тяжелом положении из-за недостаточного финансирования. Художнику нужны условия, при которых он может попробовать разные варианты, чтобы он не был связан железной необходимостью сделать так, а не иначе. Среди современных мультфильмов есть хорошие, есть не очень. Из фильмов, которые мне понравились за последнее десятилетие, я могу назвать «Снежинку» режиссера Натальи Чернышевой.

Лично я не пользуюсь компьютером для создания мультфильмов. Никто не отменял руку, карандаш и акварель. Никогда ни на одном компьютере нельзя получить того, что может выйти из-под живой руки.

 

Добавить комментарий