Вы здесь
Главная > Кино > «Со спокойным сердцем»: на пороге смерти

«Со спокойным сердцем»: на пороге смерти

Любимчик каннского жюри, мастер экранизаций, именитый датский режиссер Билле Аугуст решил все-таки оторваться от литературных первоисточников и посвятил одну из последних своих работ теме смерти. Драму «Со спокойным сердцем» («Тихое сердце») впервые и единожды показали в Москве 18 апреля в рамках фестиваля Danish Wave.

Stille Hjerte Vigga bro,Pilou Asbæk,Danica Curcic,Ghita Nørby,Paprika Steen,Oscar Sælan Halskov,Jens Albinus & Morten Grunwald's neck Directed by Bille August SF Film Production Produced by Jesper Morthorst Photo Credit:Rolf Konow

Мотив смерти, а точнее добровольного ухода из жизни, действительно перманентно ощущается на протяжении всей кинокартины. При этом, сама смерть в кадре не появляется, зритель так и не сталкивается с ней лицом. Что, собственно, еще, помимо угнетения, можно ожидать от фильма, главная героиня которого больная мать по имени Эстер, намеренная расстаться с жизнью? Она проводит свои последние выходные в кругу семьи, досрочно справляя Рождество. И все в этом домике, затерявшемся где-то в глуши Дании, знают, что через день ее не станет и вроде одобряют ее решение. А режиссер, нарочито насыщая картину все большим драматизмом, тяготеет к выходу на философскую, чуть ли не библейскую, идею всепринятия. Вот только шитая белыми нитками задумка тут же расходится по швам в важнейшем противоречии. Семья, значит, должна смириться с вынесенным «приговором», а мать имеет право пойти наперекор отведенному ей богом сроку.

Столь глубокомысленные концепции смирения, разумеется, не все готовы понять. В особенности слегка неуравновешенная дочь Санне (Даника Куркик) и ее сестрица Хайди (Паприка Стеэн), с виду неподдающаяся острым переживаниям. Тем более мать в исполнении актрисы Гиты Нербю у Аугуста выходит прямо-таки святой мученицей, за которой имеется разве что один грешок – внезапное желание покурить косячок перед смертью. К этому же блаженному имиджу плюсуется пошлый до невозможности кадр с буквально исходящими из Эстер солнечными лучами и ее роль в качестве Матери Терезы для всех страдающих и несчастных родственников. И внука с девушками научит общаться, и дочь-психопатку успокоит, и мужу своему (Мортен Грунвальд) обеспечит старость не в одиночестве.

Stille Hjerte Directed by Bille August Photo Credit:Rolf Konow

По большинству статичная, полумертвая камера оператора Дирка Брюэля, лишь изредка «отпускаемая» им в свободное плавание, призвана только для тройного усиления глубины и трагизма. Здесь создателям фильма на руку сыграли неподвижные тонкие стволы голых деревьев и подобный унылый пейзаж, периодически появляющийся либо фоново, либо самостоятельно.

Было бы неправильным, однако, обвинить фильм в отсутствии юмора и чрезмерной серьезности. Это отнюдь не так. Благодаря не слишком смышлёному Дэннису, молодому человеку Санне, поводов посмеяться становится немало. Правда, герой скорее служит не генератором шуток, а предметом для зрительских насмешек.

В «Тихом сердце» Маститый Билле Аугуст очевидно стремился при помощи камерной истории выйти на крупномасштабный общечеловеческий уровень. Но похоже, что его трогательный рассказ, так и останется маленькой драмой, никогда не вышедшей за порог дома одной скандинавской семьи.

Текст Комогорова Мария

comments powered by HyperComments