Вы здесь
Главная > Театр > Люди – крохотные винтики в огромной машине войны

Люди – крохотные винтики в огромной машине войны

Спектакль-перфоманс «Война» Владимира Панкова, приуроченный к 100-летию с момента начала Первой Мировой войны, наконец увидела петербургская публика на сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова. Совместный проект Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова, Эдинбургского международного фестиваля в сотрудничестве с SounDrama впервые был показан год назад в Эдинбурге.thewar15.fit600x800

В основу сюжета положен антимилитаристский роман Ричарда Олдингтона «Смерть героя»,  персонажи которого пытаются разобраться в причине гибели главного героя. В канву происходящего вписаны военные дневники Николая Гумилева. Героического пафоса трагедии добавляет рассказанная на языке оригинала «Илиада» Гомера. Крик потерянного поколения вылился на страницы романов Ремарка, Хемингуэя и Олдингтона, и каждый из них твердил об одном и том же – ради чего мы воюем, против кого, почему люди по ту сторону фронта враги? Как жить на войне и как приспосабливаться к жизни после нее?

Молодая интеллигенция отмечает Рождество 1913 года и проводит вечер за беседой о значении войны. Высказывают мнение о том, что война несет «очистительный пожар», после которого появляются свежие ростки,  но никто из них еще не знает, что принесет с собой наступающий 1914 год. В сложившейся сейчас мировой ситуации спектакль Панкова особенно актуален – мы на примере жизни одного человека видим, как гибнет целое поколение, не зная, за какие идеалы воюет. Спектакль Панкова – это манифест против всех войн на свете. В словах его персонажей мы узнаем свои слова. Даже тогда, в далеком 1913 году, все думали, что воюют где-то далеко и что их это не коснется. Но спустя столетие мы видим, что эта война стала одним из самых масштабных вооружённых конфликтов в истории человечества.thewar13.fit600x800

Одно событие – смерть на войне художника Джорджа – направляет движение сюжета по детективному руслу, в котором шаг за шагом открываются все новые подробности его солдатской жизни. Товарищ предполагает возможность суицида. «Знаете ли вы, что такое психодрама?» – обращается к публике один из персонажей. Имея терапевтический эффект, психодрама может помочь человеку пережить трагедию. Именно при помощи психодрамы герои «играют по ролям» события, приведшие Джорджа к самоубийству, используя героев гомеровской «Илиады». Таким образом, мы видим Первую Мировую сквозь призму Троянской войны. Военные шинели, висящие на тросах, как будто показывают всех безликих солдат, что стали крохотными винтиками в огромной машине войны. Украшающая некогда залы для приемов блестящая люстра лежит на полу, как поверженный боец. Герои сливаются в едином дыхании боевого клича, ознаменовывая приход новой эпохи – эпохи войны.

По словам режиссера Владимира Панкова, персонажи общаются при помощи музыкального языка, превращая драматический спектакль в оперу. В целом постановка соткана из разных жанров. Здесь и пластические этюды, и вокальные партии и классические диалоги. Но мелодичные женские голоса и ритм, создаваемый ударами весел о сцену, рождают музыкальное оформление композитора Артема Кима. Спектакль делится не на сцены, а на рапсодии, что подчеркивает его особенную музыкальность.thewar8.fit600x800

Звуковая полифония иногда переходящая в какофонию передает темп жизни людей на войне, которые вынуждены жить в постоянном ожидании и осторожности. Нервы накалены до предела, оркестр как будто сходит с ума, голоса сливаются один с другим, превращаясь в музыку самого Дьявола.

Жизнь, боль, безумие и смерть переплетаются в сумасшедшем калейдоскопе действий. Невероятно быстро сменяющиеся мизансцены не дают опомниться. Радость от солдатской романтики галопом промчится по судьбе Джорджа, оставив за собой рыхлые рытвины страха перед невозможностью хода назад. Сначала молодые и воодушевленные войной герои взмывают над сценой на тросах и парят над остальным миром, исторгая надежду на обновленное будущее, но после первого боя, солдаты поникают, они продолжают взмывать над сценой, но висят уже как тряпичные куклы, совсем неживые.

thewar3.fit600x800

Насыщенный сотнями оттенков чувств и пресыщенный звуковыми эффектами, спектакль Владимира Панкова потряс петербургскую публику, как потряс публику Эдинбургского фестиваля. Искусство внесло свою лепту – оно смогло если не напрямую, то косвенно сказать правду о войне прошедшей и о войнах, что идут сейчас по всему миру. Эта история показала, к чему приводит «очистительный пожар» войны, на пепелище которого трудно взойти росткам новой жизни.

Текст: Екатерина Приклонская

Фото: Студия Soundrama

Добавить комментарий