Вы здесь
Главная > Кино > Франсуа Трюффо. Жизнь в кино

Франсуа Трюффо. Жизнь в кино

В киноцентре «Родина» с 3 по 5 апреля прошла мини-ретроспектива ранних картин великого режиссёра «французской новой волны» Франсуа Трюффо, организованная компанией «Иное Кино». Зрители посмотрели на большом экране фильмы «Четыреста ударов», «Жюль и Джим» и «Стреляйте в пианиста».

трюффо

Франсуа Трюффо принадлежал к «синематечной семье». С десяти лет он ходил в знаменитую Французскую синематеку, где растягивался прямо на полу перед первым рядом и смотрел популярные фильмы. Воспитанный кино молодой человек стал работать кинокритиком, выжидая, когда сможет заняться режиссурой. Именно Трюффо первым сформулировал и изложил теорию авторского кино, которая стала определяющей в создании молодыми кинокритиками фильмов «новой волны».

К сожалению, «новая волна» как течение просуществовала недолго. Возникнув в конце 50-х, уже в середине 60-х она практически исчезла. Годара стало бросать из крайности в крайность, у Шаброля получалось снимать только свою провинцию, Ривет запутался в экспериментах, Ромер не мог перестать морализировать, и только Трюффо остался верен идеалам юности. Путь Трюффо в кино удивительно цельный и последовательный. Режиссёр всё время следовал сформулированной им заповеди о том, что фильмы должны выражать одновременно представление о жизни и представление о кино. Поэтому при просмотре фильмов Трюффо мы видим нашу жизнь, а выходя из кинотеатра — словно живём в его фильмах.

400 ударов

Ретроспективу открыл, пожалуй, главный фильм «новой волны» – «Четыреста ударов» (1959). Эту картину не любит только тот, кто ее не смотрел. Этот дебютный полнометражный фильм режиссёра во многом автобиографичен. Он рассказывает о становлении характера мальчика, который не может справиться с семейными неурядицами, тоталитарным школьным режимом и неотступным одиночеством. К слову, сам режиссёр бросил школу в 14 лет, когда окончательно предпочёл кинотеатр урокам, увидев в нем способ познания мира. В «Четырёхстах ударах» видна простота и линеарность построения сюжета – манера, позаимствованная Трюффо у Росселлини, с которым он прежде работал. Эстетизация повседневности и документальный ракурс съёмки — это внимание к жизни, которого был лишён кинематограф тех лет. Так или иначе, на протяжении всего творчества Трюффо возвращается к теме детства и взросления, непонимания и парадоксов человеческих отношений. Во многом его кино — это бесконечное воспоминание.

стреляйте в пианиста

Следующая картина «Стреляйте в пианиста» (1960) переосмысляет традиционную форму детектива. На первый план Трюффо выдвигает человеческие взаимоотношения, порок и добродетель. Уже из кресла режиссёра, а не со страниц журнала он критикует американский детектив, где добро и зло категоричны. Франсуа же не даёт в своих фильмах однозначных ответов: он говорит и о женщинах, и о славе, и о падении, и об одиночестве. «Чёрное» и «белое» здесь перемешиваются, и уже не представляется возможным отделить одно от другого.

жюль и джим

Оба эти фильма вместе с экранизацией полуавтобиографического романа Анри-Пьера Роше «Жюль и Джим» (1962) о любовном трио, где ни один не стоит любви, задают вектор всему дальнейшему творчеству Трюффо. В каждом фильме режиссер вспоминает прошлое, рисует перед зрителем картины своей юности, когда кино для него было всем миром. История юного Антуана Дуанеля из «Четырёхста ударов» продолжится в других фильмах, где герой будет взрослеть вместе с играющим его актёром, Жан-Пьером Лео. История же авторского кино продолжается. Без «новой волны» не было бы ни Тарантино, ни Малика, ни Полански, — и наша жизнь могла превратиться в кошмар.

Трюффо посвятил свою жизнь служению искусству кино, а свои фильмы — любви к ближнему. Он говорил, что делает фильмы, которые хотел бы посмотреть сам, когда был молодым, — мы же будем смотреть его фильмы, как будто мы всегда молоды.

Текст Вероника Кломас


Добавить комментарий