В эту субботу, 11 апреля, в рамках фестиваля «101. Поэтика цифровых технологий» состоялись открытия инсталляции «Телесно-ориентированная поэзия», а также выставки медиапоэтических работ «Плазма (Четвертое состояние)».
Организаторы совместно с поэтами постарались максимально широко охватить и представить работы, созданные в направлении медиапоэзии. Два холла Новой сцены Александрийского театра были обустроены плазмами, которые являлись элементами разных инсталляций.
Так, проект Елены Демидовой и Олега Макарова «Мироточение» является некой документацией инсталляции на экране, видео с ее представления. Для этой работы были выбраны случайные книги и тексты, которые потом записали в аудио формате и поместили в несколько (около 20) камней. Когда зритель двигается между ними, произвольным образом выбирается и звучит отрывок поэтической речи. Это некая материализация поэзии, ее воплощение в реальности. Так, когда двигается несколько человек, звучат сразу несколько произведений.
Было представлено несколько работ зарубежных поэтов, а также созданных за границей. Литовская группа Avaspo представила видеоряд: о них самих, об их работах, несколько самих работ. Это творческое объединение больше тяготеет к видео- и саундпоэзии, что и было отражено на экране.
Интерактивную медиапоэзию представляла Анна Толкачева и ее работа «Фрагменты памяти». Видеоряд и текст создавались параллельно, все фрагментарно отображается на экране. При желании зритель может кликнуть, и появится авторский текст. Работа создана два года назад, в ходе года литературы в Риге.
Артур Пунте (из текст-группы «Орбита», Латвия) «Поэзия в интерьере». Представлена 4 объектами, каждый из которых органично вписывает в интерьер, при этом является источником поэтического текста. Например, куб с 5 гранями, в котором в случайном порядке выбираются фразы, или статоскоп, который позволяет слушать определенные звуки. Также Артур собирает звуковой ландшафт, записывает жизнь города, которая потом соединяется с текстом о городе. Для авторов важно, что можно вставить в интерьер некий предмет, то есть поместить поэзию в контекст бытовых вещей.
Корейская художница Су Джин Ли сделала для фестиваля видеокнигу, тексты из учебников по английскому языку, скомпоновав их таким образом, чтобы можно было увидеть в них поэтический текст.
Предметом инсталляции «Телесно-ориентированная поэзия» стал обычный стул, который, казалось бы, ничем не примечателен. Но стоит слушателю на него сесть и надеть наушники, как происходила магия: предмет начинал незаметно вибрировать в такт стихам в наушниках, отмечая самые яркие места.Авторы инсталляции рассказывают, что первый раз делали нечто подобное еще в 2012 году, когда заинтересовались самой системой, идеей звук как вибрации. Если исходить из этой теории, то любая вибрация может быть звуком, а значит, все объекты звучат.Помимо инсталляций в этот день прошла лекция от преподавателя факультета свободных искусств и наук СПбГУ, к.ф.н. Натальи Федоровой, которая рассказывала о «Технологии языкового искусства». Она затронула тему истории создания современной поэзии, использования различных электронных девайсов, благодаря которым и возможна нынешняя медиапоэзия.
Как отметил лектор, стремление выйти за предел алфавитного письма появилось не недавно, не в наши дни, а оно сопровождает историю письменной поэзии на протяжении многих веков, к ней можно отнести и Феокрита, и литературу барокко, Средневековья.
Помимо этого были показаны многие современные работы, более-менее известные в своих направлениях, например, текстовые генераторы, начиная с «Манчестерского Марка» 1952 года, заканчивая различными чат-ботами.