Вы здесь
Главная > Кино > «Приманка»: Неоправданная жестокость

«Приманка»: Неоправданная жестокость

Внимание любителей кинематографа всего мира сейчас пристально приковано к Берлину, где проходит ежегодный кинофестиваль. Перенесемся ровно на 20 лет в прошлое и вспомним триумфатора Берлинале-95, которым стала французская социально-криминальная драма «Приманка», взявшая «Золотого медведя» как лучший фильм года по мнению международного жюри.1

В центре сюжета необычное трио — юная француженка и двое молодых людей — с довольно своеобразными моральными принципами, живущие вместе в одной квартире. Ребята еще не достигли социального дна, но медленно приближаются к нему. Каждый из них мечтает о чем-то большем, но в силу собственной инфантильности с одной стороны и непомерным амбициям с другой, молодые люди ни на шаг не приближаются к реализации своих желаний.2

Натали работает продавцом в магазине одежды и грезит о карьере актрисы. Она понимает, что без связей в этом мире никуда не пробиться, поэтому пользуясь своим возрастом и миловидной внешностью с легкостью заводит новые знакомства и заносит «полезных» мужчин в специальный дневник. Ее парень Эрик привык получать деньги от отца-бизнесмена, но после прекращения финансовой поддержки он не торопиться искать работу, не желая размениваться по мелочам. Вместе с ними в квартире проживает безработный Бруно, которого некогда подобрали на улице. В один прекрасный день герои решают совершить ограбление одного из богатых французов, данные на которых бережно ведет в своем дневнике Натали, а саму девушку использовать как приманку. Согласившись поехать к одному из «клиентов» домой надо всего лишь не запирать дверь в его жилище. Богатые парижане из дневника Натали, создавая видимость большого достатка, наличия особняков и дорогих машин, используют эти средства как приманку для молодых девушек, не подозревая, что сами могут попасть на крючок.3

В силу абсолютной безграмотности в подобных делах, попытки ограбления раз за разом срываются. В конце концов, единственное удавшееся проникновение заканчивается неудачей – денег в доме не оказывается, а жертву преступления было решено умертвить, как ненужного свидетеля. Новоиспеченными преступниками принимается решение: то, что почти получилось один раз точно получится в следующий. Начинаются поиски новой жертвы…4

В основу картины лег реальный случай, произошедший в Париже 1980-ых годов, когда за убийство двух парижан были осуждены девушка и два молодых человека, самому старшему из которых было всего 20 лет. Этот случай очень заинтересовал писателя Моргана Спортса. В 1990 он выпускает книгу «Приманка», в которой тщательно и скрупулезно раскручивает спираль роковых событий с участием трех героев. Права на экранизацию книги в скором времени были выкуплены и начался путь «Приманки» к киноэкранам.5

Как и в книге, режиссер отразил актуальные проблемы французского социума того времени. Повышение налогов, банкротство компаний, давление на частный бизнес привело к сокращению рабочих мест и падению заработной платы на фоне общего морального обеднения общества с одной стороны и усиления диктатуры моды с другой. Все это и приводит к смене ориентиров населения, особенно молодежи, черпающей вдохновение в американских фильмах, в которых с экрана дождем льются как деньги, так и пули. Кражи и убийства выглядят не таким большим злом в глазах подростков, если целью поставлен тезис «все и сразу». В подтверждение этого режиссер дословно цитирует одного из осужденных в своем фильме: «Убить очень легко. Все происходит быстро и каждый может это сделать».6

Из-за такого восприятия действительности совершенного у ребят нет полного осознания всех ужасов совершенных ими преступлений. Особенно ярко данный факт отражается характере главной героини фильма Натали, наивно полагающей, что абстрагируясь от реальности, спрятавшись словно улитка в свою ракушку и включив музыку погромче, она становится непричастной к тому, что происходит в соседней комнате. Однако практика показывает, что наживке редко удается уцелеть.7

Помимо упомянутого выше «Золотого медведя» Берлинале, фильм получил приз за лучший монтаж и лучшую женскую роль (Мари Жиллен) на международном фестивале в Бразилии Грамаду-95, а ведущие актеры картины также были номинированы на престижную национальную французскую премию «Сезар».

                                                                                        Текст: Денис Зуев

comments powered by HyperComments