Вы здесь
Главная > Кино > «Охотник на лис»: филантроп, филателист, орнитолог

«Охотник на лис»: филантроп, филателист, орнитолог

Фильм Беннетта Миллера основан на истории американского миллионера Джона Дюпона, чьи развлечения в 1996-м году трагически закончились для олимпийского чемпиона по борьбе Дэйва Шульца. Картина охватывает каждую часть автобиографической книги Марка Шульца под названием «Foxcatcher: The True Story of My Brother`s Murder, John du Pont`s Madness, and the Quest for Olympic Gold». 

kinopoisk.ru

Если бы «Охотник на лис» был спектаклем, то в нём было бы три акта — «Погоня за Олимпийским золотом», «Безумие Джона Дюпона» и «Убийство моего брата». Так как Беннетт Миллер определяющими вещами кинематографа полагает визуализацию и отсутствие прямолинейности и предсказуемости со стороны сценаристов, то доминантной нотой повествования становится отнюдь не убийство и последующая операция по поимке преступника (именно так зачастую описывают действие «Охотника на лис» в синопсисах). В центре повествования оказывается абсолютно ненормальная ситуация, созданная психически неуравновешенным человеком, в которую оказываются втянуты случайные люди. Не стоит ожидать от «Охотника на лис» экшена и того напряжения, что искусственно, но действенно нагнетается постановщиками, когда речь идёт о фильмах про маньяков. Джон Дюпон для Беннетта Миллера отнюдь не маньяк, он не культивирует в себе жестокость и не планирует свои действия. На протяжении двух часов режиссёр последовательно раскрывает характер главного героя — от эксцентричности до полного помешательства, смертоносного в своей маскировке, незаметного для случайных глаз.

kinopoisk.ru

Герои, как субъекты, не интересуют сценаристов Э. Макса Фрая и Дэна Футтермана, они работают с ситуацией и подробно анализируют её. Жанровая категория «криминальная драма» в данном случае определяется понятием «драма», а не «криминал». То, на чём спекулировал бы любой конформист и ремесленник, а именно — факт убийства, является для создателей «Охотника на лис» всего лишь частью истории, причём не доминирующей. Следуя их логике, финал, безусловно, будет трагичен, но не стоит придавать этому абсолютный смысл. Гораздо интереснее рассмотреть действие, повлёкшее к такой развязке, и персонажей, вовлеченных в эту трагедию.

Режиссёрская смелость Беннетта Миллера не только позволяет ему работать, отойдя от голливудского канона, где каждое действие героев непременно подкрепляется вербализацией, но и даёт зрителю возможность сопереживать и наделять происходящее той или иной трактовкой. Апофеозом такого вольнодумного подхода Миллера становится сцена, когда Джон Дюпон ночью зовёт Марка Шульца в спортивный зал. В этой зарисовке длительностью меньше минуты Беннетт так выстраивает картинку, что сказать с уверенностью было ли это внеочередное занятие борьбой или же изнасилование, не представляется возможным.

kinopoisk.ru

Камера подолгу задерживается на лицах героев, оператор выбирает нестандартные ракурсы, а звуковое сопровождение из одной сцены порой продолжается, когда на экране уже началось следующее действие. Манера Миллера очень напоминает стиль Стивена Содерберга, и он выглядит даже большим интровертом, чем постановщик «Супер Майка» и «Больницы Никербокер». С точки зрения режиссуры, как искусства облечь смыслы в форму, у Беннетта Миллера есть лишь один конкурент среди выбранных киноакадемиками Оскара в номинации «Лучший режиссёр», и имя ему Уэс Андерсон, все прочие работают на уровне примитивизма.

Сложносочинённость отражается не только на конструировании содержания, но и на понимании сути фильма. Лаконично и точно сформулировать о чём повествует «Охотник на лис» не представляется возможным. Безумие, тщательно культивируемое деспотичной матерью и подпитываемое неограниченным финансированием любых капризов; отсутствие смысла существования вне спортивных достижений; непростые отношения братьев, когда один из них почему-то полагает себя ущемленным в правах — каждое из этих предположений кажется верным, что и делает фильм крайне увлекательным и неоднозначным.

kinopoisk.ru

«Охотник на лис» кроме всего прочего является знаковой вещью по отношению к актёру Стиву Кареллу. Поклонники безусловно знают, что Карелл – талант, так как только талант может создавать по-настоящему смешных персонажей искромётных комедий. Но массовая аудитория всегда отличалась предубеждением по отношению к комедиантам, и такой признанный критиками, и удостоенный статусных кинонаград фильм, как «Охотник на лис» позволяет Стиву Кареллу выйти на новый уровень признания.

В связи с актёрской игрой нельзя не упомянуть, о пластическом гриме, что был использован в огромных количествах, с целью придать Ченнингу Татуму, Марку Руффало и Стиву Кареллу сходство с прототипами их героев. С одной стороны стремление к достоверности объяснимо, но такие профессионалы, как трио центральных актёров «Охотника на лис», без сомнения справились бы и без превращения в подобие участников инсталляций авангардных художников.

Режиссер Беннетт Миллер, покорив в 2011-м году зрителя своей картиной «Moneyball», казалось, достиг пределов своего профессионализма, но «Охотник на лис» является убедительным доказательством того, что настоящий талант безграничен, а в широкий прокат порой попадают действительно достойные работы. Но главное – этот фильм напомнит зрителю о том, что ситуации, будто вышедшие из под пера драматурга, зачастую не столь уж невозможны.

 

Текст Евгения Савкина

 

comments powered by HyperComments