Вы здесь
Главная > Около > ОКОЛО города // Четыре Исаакиевских собора. Продолжение

ОКОЛО города // Четыре Исаакиевских собора. Продолжение

ЧАСТЬ II

Сегодня я хочу продолжить рассказ об истории Исаакиевского собора (начало здесь). В прошлый раз мы остановились на том, как из-за постоянного разрушения фундамента церковь было решено перестроить, выбрав место на большем удалении от берегов Невы.

Третий Исаакиевский собор

Таким образом, в 1761 году планировалось начать возведение третьего Исаакиевского собора, зодчим выбрали С.И. Чевакинского. Однако, к строительству приступили лишь в 7 лет спустя, а главным архитектором стал А. Ринальди. Итальянский мастер задумал богато украшенный и облицованный мрамором пятикупольный собор с колокольней. Но его проекту было не суждено осуществиться: здание достроили до середины, а потом умерла императрица Екатерина II и Антонио покинул страну, не завершив работу.

Павел, сменивший самодержицу на престоле, решил довести дело до логического конца в кратчайшие сроки и поручил это  В. Бренна. Но вследствие спешки и недостатка материалов собор получился крайне неказистым: верхняя часть была сильно уменьшена в размерах, а вместо предполагавшихся по проекту пяти куполов, возвели лишь один. Олонецкий мрамор, которым Ринальди планировал облицовывать храм, по указу нового императора пустили на строительство Михайловского замка, поэтому верхняя часть собора получилась кирпичной, возвышавшейся над мраморным основанием. Из-за нелепого вида собор получил дурную славу в народе и о нем сочинили немало эпиграмм примерно следующего содержания: «Двух царствований памятник приличный.  Низ – мраморный,  а верх кирпичный».

Огюст Монферран

Строительство четвертого Исаакиевского собора, а точнее перестройка третьего (из-за его несоответствия парадному виду Петербурга) началась уже при Александре I. Главным условием конкурса было сохранение трех освященных алтарей и богатого мраморного основания, а также создание проекта всей площади, на которой располагался храм. Прежде, чем главным архитектором назначили О. Монферрана и император одобрил один из 24 проектов, созданных зодчим, сам Александр отклонил множество эскизов таких известных творцов, как А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, Д. Кваренги, Ч. Камерон. В общей сложности, строительство нынешнего собора длилось более сорока лет, а изначальный проект неоднократно дорабатывался и переделывался. В возведении сего грандиозного сооружения участвовало огромное количество скульпторов и даже простых крепостных крестьян, примерно четверть которых погибла из-за несоблюдения техники безопасности. Торжественное освящение собора состоялось 30 мая 1858 года, в день памяти Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.

Текст Влада Королёва

comments powered by HyperComments