Вы здесь
Главная > Без рубрики > Как соединить несоединимое // Diablo Swing Orchestra в «Зале Ожидания»

Как соединить несоединимое // Diablo Swing Orchestra в «Зале Ожидания»

… неужели нельзя, думал я, повернуть этот жанр в нужном нам направлении?
В каком? Мне было пока ясно одно:
мой оркестр не должен быть похожим ни на один из существующих,
хотя бы потому, что он будет синтетическим.
Леонид Утёсов, из воспоминаний

Как же всё-таки здорово, когда находятся музыканты, «толкающие» свою музыку не только от классиков рока; которым не надо тянуть за уши своё творчество, постоянно оглядываясь на законодателей какого-нибудь жанра. Они не боятся остаться без публики и внимания прессы. И это приносит свои плоды.IMGP1744

За десять с лишним лет у Diablo Swing Orchestra появилось множество фанатов по всему свету. До концертов в России группа потрясающе выступила в Мексике. Что касается прессы, то их дебютный альбом «The Butcher’s Ballroom» расхвалили буквально все, кто в музыкальной жизни замечает чуть больше, чем «муталлику» и «риану». Обидно другое: обозревателям волей-неволей приходится приклеивать к творчеству группы стилистические ярлыки «avant-gard metal», «experimental» и пр., что очень размыто и в корне неверно. Гитарист, автор большинства песен группы Даниель Хоканссон определяет стиль группы как «мятежная опера». Как часто бывает в таких случаях, лучше просто послушать, а ещё лучше услышать и увидеть их на сцене.

На сцену музыканты выходили по мере вступления в игру их инструментов на композиции с последнего альбома «Mass Rapture». С жёстким ритмом и восточными мотивами она идеально подходит для так называемой «раскачки». Даниель Хоканссон ─ на лидирующем вокале, Кристин Эвегорд пока подпевает. Вот уже запела труба, да и виолончель не отстаёт. Становилось интересно: как же они всё это смешают? Ага, а вот и новый оперный вокал в «полный рост» на последнем куплете. Впрочем, о новой очаровательной вокалистке группы Кристин Эвегорд будет сказано позже. Отмечу сразу, что в группе великолепно пели все (конечно, в меру своих возможностей и отведённому регламенту), разве что кроме барабанщика. Даниель периодически срывался на лютый «гроулинг», а трубач Мартин Исакссон выдавал такие фальцеты, что я пару раз чуть не попутал его вокал с Кристин. Виолончелист Йоханнес Бергион оказался обладателем эдакого низкого баритона а-ля щансон. По неизвестной причине отсутствовал бессменный тромбонист Даниель Хедин, что повлияло на картину звучания.

IMGP1371

На третьей «Guerrilla Laments» я вообще перестал понимать, куда попал. То ли это варьете с металлическим аккомпанементом, а может и опера в стиле утяжелённый «free-jazz». Как я говорил выше, искать стилистику тут ─ дело безнадёжное, а вот сыгранность музыкантов просто поражала. Группа играет задорную весёлую музыку, но она довольно сложна ритмически: инструменты не просто то тут, то там дополняют друг друга. Музыка Diablo Swing Orchestra ─ это скорее сшитая из разных ниток ткань, а не лоскутное одеяло. При этом музыканты не «рубят» на своих инструментах, а именно веселятся. Порой было не до конца понятно, кто больше получает радости от происходящего — прыгающая в зале публика или танцующие на сцене музыканты. На свинговой «A Tap Dancer’s Dilemma» даже виолончелист отставил инструмент, вскочил со стула и пустился в пляс. Казалось, ещё чуть-чуть и барабанщик тоже не усидит. Такого в «Зале Ожидания» мне видеть ещё не доводилось: это же какое-то кабаре, а не рок-клуб (что не могло не радовать)! Однако публика собралась этим вечером хоть и интересная, но большей частью «металлизированная». И на то были свои основания. На концовке «Exit Strategy of a Wrecking Ball» гитарное «рубилово» под рык Хоканссона достигло своего апогея. Хард-корщики, как говорится, стоят и курят в сторонке.

IMGP0741

В середине концерта DSO снова дали всем понять, что всё интересное как на этом концерте, так и в их карьере только начинается. «Jigsaw Hustle» с ещё не вышедшего альбома навеяла какие-то странные воспоминания из далёкого прошлого… Так это же чистой воды диско, если, конечно, у этой группы что-то может быть радикально «чистым». В среде фанатов уже давно ходят разные толки про совершенство последнего альбома 2012 года «Pandora’s Pinata». Неистовые пляски в зале под новые хиты «Voodoo Mon Amour» и «Black Box Messiah», на мой взгляд, снимают все вопросы о качестве музыкального материала.

Ну а теперь о главной героине. К стыду своему, я так и не выяснил, почему группа рассталась с Аннлуисе Лёгдлунд, действующей оперной певицей, с которой были записаны все три альбома. Теперь на сцене Кристин Эвегорд. Вне всяких сомнений, она идеально подходит группе. Её грация, лёгкий артистизм и импровизация в совокупности с привлекательной внешностью и женским шармом на сцене делают своё дело. Свои вокальные партии она исполнила безукоризненно, при этом игриво перетанцевав со всеми музыкантами. Как обычно, без внимания остался только барабанщик. Смею предположить, что с Кристин музыкантам удобнее работать: она не консервативна и не так привязана к классической опере. Следующий альбом окончательно расставит все на свои места. В целом, выступление DSO местами отдавало слегка уловимыми чертами цирка: уж больно они были юморные и раскованные. В который раз замечаю, что сцена в клубе маловата. Им бы места побольше, тогда бы они устроили!

IMGP1493

Какие песни из репертуара зарубежных исполнителей наиболее популярны среди жителей Средне-Русской (и не только) возвышенности? Конечно, про водку! Весь вечер доносились не очень дружные крики: «Про водку давай!». Про водку дали под самый занавес. Сами же музыканты на сцене отдавали предпочтение (довольно в меру) пиву Amstel. Небольшой перерывчик и выход на бис. Как жирная точка ─ «Balrog Boogie». Это не просто сногсшибательная гениальная композиция. Именно с этой песни большинство и открыло для себя этих уникальных ребят. Было видно, что выйдя в обнимку на последний поклон, они были довольны собой и, надеюсь, нашим приёмом.

IMGP2349

Но нигде не обойтись без капли дёгтя. При неплохом балансе звучания инструментов, гитарная составляющая чересчур была выделена. Проще говоря, «метал» слегка задавливал, и впечатление от весёлого свингующего оркестра смазывалось. Если впервые услышать группу на таком концерте, трудно будет определить, что первично: «трэшевые риффы» или лёгкая джазовая основа. В этом беда многих коллективов от «фолка» до «индастриала». Тем не менее, 13 февраля в «Зале Ожидания» состоялся один из самых уникальных концертов в этом году.

Текст: Алексей Романенко
Фото: Ксения Домакиди

comments powered by HyperComments