Вы здесь
Главная > Театр > Детство как самый трудный период жизни

Детство как самый трудный период жизни

Настоящее искусство вдохновляет на действия и размышления, не просто развлекает, а мотивирует к чему-то. Так произошло и 28 января на моноспектакле Татьяны Морозовой «Детство Насти». Спектакль по роману Валерия Попова «Плясать до смерти» прошел на малой сцене Филармонии для детей и юношества в рамках Десятого Петербургского театрального фестиваля «Монокль».vlcsnap-2014-11-29-20h07m44s120

Вступительное слово взял режиссёр Юрий Томошевский, он и ввёл зрителя в мир творчества известного русского писателя. Как оказалось, в романе «Плясать до смерти»  много серьёзных и даже жестоких моментов, однако для спектакля было выбрано самое доброе и светлое. Это автобиографическая книга, в которой отражён взгляд отца на взросление и жизнь дочери.

А на сцене тем временем «чемоданное настроение»: старые чемоданы, который позже сыграют свою роль в спектакле, как стремянка и птичья клетка для огромного попугая-какаду, создают ощущение того, насколько непостоянна и переменчива наша жизнь. Только подумайте – в этом мире нет никакой стабильности!

Спектакль «Детство Насти» начинается с того, что взрослый сын рассказывает матери о рождении дочери. Ее назвали Настя – «простонародное имя», как сказала интеллигентная бабушка. Родители звали дочь любовно «Настька» и возлагали на неё большие надежды, как и любые мама с папой. Красавицей она не выросла – от красоты только пухлые румяные щёки, душой компании не стала. Но ведь не это главное, правда? Важно принимать ребёнка таким, какой он есть, ведь ваше чадо – это отражение вас, вашей семьи и того, что в ней происходит.vlcsnap-2014-11-29-20h44m43s35

«А вы думали, я бездарственная?» – гордо спрашивала Настя. Эта её фраза – как раз-таки своей неправильностью – запомнится навсегда.

Постановка показывает один из важнейших этапов социализации ребёнка – школьную жизнь. Причём из спектакля ясно, что это не самый лучший этап в жизни подростка. Школьное образование изображается как зло, которое загоняет маленького человека в рамки, где все должны быть «правильными», сидеть тихо, не проявляя своей индивидуальности. Первое, что сказала «добрая» учительница Настиному отцу на 1 сентября: «Девочка-то у вас отсталенькая». А ведь ребенок в первый раз пришёл в школу. Впрочем, не все учителя такие «добрые», есть и такие, для которых не существует отсталых или неодарённых детей.

Таких грустных моментов в спектакле немало, хотя он разноплановый, как сама жизнь. Постановка насыщена лёгким и добрым юмором, от которого зрителю становится как-то светлее. Ведь даже в самых обыденных и повседневных вещах можно найти что-то смешное, главное – уметь видеть. К примеру, Настя любила животных, поэтому дома у нее было животных не меньше, чем на Калининском птичьем рынке. Но эта чудесная девочка держала беспокойное хозяйство в ежовых рукавицах: разнимала дерущихся хомяков и пыталась вызвать к себе привязанность бесчувственной черепахи.vlcsnap-2014-11-29-19h42m47s239

Спектакль «Детство Насти» идёт всего лишь час, но за это небольшое время ты успеваешь и посмеяться, и погрустить,  и, что самое важное, это настроение не покидает тебя и после спектакля. Но один из важнейших образов удивительного моноспектакля Татьяны Морозовой – дом, в котором жила семья. Родители Насти жили в Сапёрном «переулке счастья», где в доме напротив (№ 13) стояли два атланта: один босиком, а другой почему-то в ботинках на шнуровке. Когда родилась девочка, мама с папой увезли её в новостройку на окраине, где «больше комнат», свежий воздух – это важно для здоровья ребенка, удручающий пейзаж и одинаковые парадные, которые не отличишь друг от друга. Потеря «дома», по мнению автора, сказалась на всей дальнейшей жизни семьи.

Под впечатлением от спектакля захотелось прочитать роман Валерия Попова и узнать из первоисточника, каким подростком была Настя и как сложилась её жизнь в дальнейшем. В такие моменты задумываешься, как помочь своим детям в будущем – сделать их счастливее, удачливее, лучше, чем ты сам.

Текст: Аллы Игнатенко

Фото предоставлены пресс-службой театра

comments powered by HyperComments