Вы здесь
Главная > Кино > Чудеса раскопок кризиса среднего возраста

Чудеса раскопок кризиса среднего возраста

Бывает так, что честолюбивые планы юношества не реализуются. По той или иной причине. Это случается довольно часто. Или просто годам к 40 человек понимает, что что-то пошло не так. И наступает так называемый кризис среднего возраста. Он может протекать депрессивно, а может вполне увлекательно – как у героев фильма «Раскоп» режиссёра Сергея Дахина.

kinopoisk.ruВ Петербурге премьера фильма состоялась 24 января 2015 года в купчинском кинотеатре «Чайка». Началось всё с неказистого выступления некого молодого человека. Он спел, аккомпанируя себе на гитаре, довольно известную лет десять назад песню группы Жуки «Батарейка». Пел и играл парень так, как зачаcтую то делают сидя у костра: немного стесняясь, периодически сбиваясь. Его выступлние очень даже вписалось в концепцию премьеры фильма «Раскоп». Дальше был собственно показ чудесного фильма.

Фильм начинается с того, что один из главных героев читает жене свой рассказ, повествующий об одном важном лете его юности. Тогда он жил вдвоём со своим дедом, которого уже накрыл старческий маразм. Казалось бы, тяжело жить с таким человеком, но дед и внук жили душа в душу. Парень читает всякую литературу по археологии и переписывает в тетрадку стихи. Дед всё включает газовую плиту, не поджигая при этом конфорку, и то ли пытается вспомнить номер телефона, который просила дать его внуку девушка, похитившая сердце паренька, то ли нарочно выдаёт заветные цифры порционно, дразня юного романтика. Интрига развязки данной истории сохраняется до самого финала.

Это первая сюжетная линия фильма. А вторая разворачивается лет 15 спустя, когда юный романтик прибавил в годах, но так и не перестал быть романтиком. Он женат, но как-то не особо счастлив. Нет, они с женой любят друг друга. Она так вообще давно уже «включила дзен» и спокойно реагирует на то, что совместный отпуск они проводят дома, муж пишет рассказы «в стол», работает в ночной доставке и приходит домой пьяный. А он  хочет каких-нибудь перемен, но не понял, каких.

У главного героя есть два друга. Один из них – финансово обеспеченный алкоголик, живущий в шикарных апартаментах. Он постоянно кому-то звонит и говорит приблизительно следующее: «Ты понимаешь, что я алкоголик? Что со мной надо, как с китайской вазой – в том смысле, что очень бережно? Бери такси, водку и приезжай!» А другой друг – тихоня-семьянин, женатый с 17 лет. Он, конечно любит, свою супругу и признаёт, что роднее человека у него нет. Но мечтает потеряться хотя бы на неделю и хоть раз в жизни изменить жене. В общем, всех троих жизнь по-своему заела и заездила, и им хочется какой-нибудь встряски. И вот они решают уехать – кто куда, в качестве прикрытия сообщив домочадцам, что едут на раскопки. Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Судьба несколько корректирует планы главных героев, и они действительно едут на раскопки.

Фильм очень трогательный, с множеством комичных моментов, а диалоги героев можно растащить на цитаты. Чего только стоит: «Слушай, я по поводу друзей, которых у меня нет. Я подумал, давай их родим?». По сути, это «О чём говорят мужчины», но только без излишнего пафоса, без нарочитого подчёркивания забавных моментов и этакой очевидной эпичности фраз. Всё крайне естественно, в традициях такой киноклассики, как «Я шагаю по Москве» (кстати, это любимый фильм Сергея Дахина). Плюс отличный актёрский состав: Кирилл Пирогов, Олег Нирян, Екатерина Федулова, Никита Тюнин, Владас Багдонас, Александр Безсмертный, Ксения Богданова, Наталья Денисенко. Крайне удачно подобрана музыка – она настолько естественно вписывается в кинокартину, что даже не сразу обращаешь внимание на музыкальную составляющую фильма, поскольку воспринимается всё цельно.

А потом состоялась встреча с режиссёром картины – Сергеем Дахиным. Знаете, сложно передать словами, до какой степени этот человек очарователен. Он рассказывал о съёмах, и даже не хотелось перебивать его вопросами – было ощущение, что сидишь на крайне интересной лекции или слушаешь завораживающий рассказ дядюшки-путешественника. Приблизительно такие эмоции. Кстати, Сергей Дахин сказал, что «Раскоп» — его первый фильм (в данном контексте довольно трогательно выглядит название кинокомпании – «Любители»). Он сказал, что, по сути, фильм в какой-то момент стал сниматься сам и жить своей жизнью.

В основу сценария легли рассказы украинского писателя Максима Курочкина «Выключатель» и «Абрау-Дюрсо». Съёмки фильма проходили в Киеве и его окрестностях. На съёмках происходили разные ситуации – и смешные, и мистические. Вообще, во время съёмочного процесса не обойтись без шуток. В эпизодах с дедушкой-маразматиком, если присмотреться, можно неоднократно заметить в кадре лист бумаги, на котором записан якобы потерянный номер телефона. Тот листик всё время кто-нибудь подкладывал в кадр. Без чудес тоже не обошлось: однажды потерялась камера с отснятым материалом, но через два месяца её нашли на месте съёмки в целости и сохранности.

А, знаете, иначе и быть не могло. Ведь фильм действительно чудесный. Картина «Раскоп» снята в лучших традициях старой школы. И благодаря таким фильмам появляется надежда, что в веренице современных безвкусных отечественных киношек будет чаще встречаться настоящее качественное кино, которое захочется пересматривать.

Текст Чайка Чурсина

comments powered by HyperComments